Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

101 русский магнитный компас

До 29 августа 2020 г. в читальном зале отдела картографических изданий Российской государственной библиотеки ("Ленинка"), г. Москва, проходит выставка «101 русский магнитный компас». Экспонаты выставки — из коллекции Михаила Юрьевича Иванова.

Компас инженера Подъяконова. СССР, 1928

Михаил Иванов — владелец единственной в России коллекции русских магнитных компасов и основатель первого Музея магнитных компасов. Компасы, представленные на выставке, — лишь незначительная часть его уникального собрания, в котором в настоящее время насчитывается более 800 компасов разных стран и эпох. А началась она с подаренного его отцом — потомственным геодезистом — уникального поморского компаса-маточки, сделанного во 2-й половине XVII века.

Компас-маточка ещё в начале XI века применялся новгородскими мореходами и поморами в прибрежных плаваниях по Северным морям, к лапландским и норвежским берегам, в дальних морских переходах к острову Груманту (Шпицбергену). Изготовлялись маточки в виде круглой коробочки из дерева, сверху закрывались крышечкой и хранились в специальном кожаном мешочке.

С начала XVIII века компасные съёмки применялись русскими землепроходцами и мореплавателями для составления карт в системе географических координат и с соблюдением масштаба.

На выставке представлены компасы, охватывающие широкий временной интервал — с середины XIX века (русские компасы) до середины ХХ века (компасы времён СССР).

В начале ХХ века компасы изготавливались и применялись во время боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Среди компасов, изготовленных после 1917 года, особый интерес представляет личный компас уральского горного инженера, исследователя природных богатств Урала С. А. Подъяконова.

Коллекция компасов дополнена картами и атласами из фонда отдела картографических изданий.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3889/31/

Поморский компас-маточка. Российская империя, XVII вКомпас. Российская империя, XVIII в

Буссоль. СССР, Ленинград, завод К. К. ТИММkompas5.jpg



Калязин. Фрески затопленного монастыря

До 4 ноября 2020 г. (дата была назначена до периода самоизоляции) в Государственном  музее архитектуры имени А. В. Щусева (Москва) проходит выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященная результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.

Фреска  Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Ангелы семи церквей

Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в 1434 году и был одним из самых богатых и почитаемых в России. Монастырь посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович. Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.

Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина, в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей - 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.

Выставка Музея архитектуры посвящена, с одной стороны, истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, с другой - деятельности Музея по спасению и реставрации уникальных росписей. Фрески, выбранные для экспозиции, включают в себя ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. В частности, публике будут показаны ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.

Экспозиция также представит макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов - архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В.П. Бурого и осуществленной в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3863/31/

Фреска  Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Жатва. Сын человеческий производит судФреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря.Грехопадение Адама и ЕвыФреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Строительство Вавилонской башниФреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Гибель ВавилонаФреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Омовение ногФреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Конь бледный и вороной

Фреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Ктиторский портрет Алексея МихайловичаФреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Царица Мария Милославская, ктиторский портрет

Фреска Троицкого собора затопленного Троице-Макарьева монастыря. Цветы и плодыЛ.А. Петров. Макарьевский Калязин монастырь. Проект реконструкции. 1940Л.А. Петров. Макарьевский Калязин монастырь. Проект реконструкции. 1940



Созерцание сердцем. Мотивы храмового зодчества в творчестве Бернштейна Э.Б.

На сайте Томского областного художественного музея можно ознакомиться с работами московского художника и архитектора Эммануила Бенционовича Бернштейна.

Э.Б. Бернштейн. В Кремле Ростова Великого. 1993

Этого художника искусствоведы называют «портретистом» древнерусского зодчества. Его уверенная и широкая живописная манера чужда «мелкого письма» деталей и подробностей. По работам нельзя изучать историю архитектуры в частности, но в них превосходно схвачен общий художественный эффект памятника, его связь с природой окружающей, его настроение. Художнику удается уловить дух изображаемого здания.

Во все времена архитектура являлась определенной приметой эпохи и хранителем ее духовных ценностей. Обращаясь в своих произведениях к изображению архитектурных композиций и мотивов, художники создают сложную временную цепочку: время построения здания – время самого художника, когда он создает свое произведение – время зрителя. Воссоздание целостного художественного образа перекладывается на плечи зрителя.

Бернштейн Эммануил Бенционович родился 30 мая 1914 года в Нижнем Новгороде. Биографических сведений о нем очень мало. С 1932 г. по 1937 г. он учился в Московском Архитектурном Институте у И.В.Рыльского. Каникулы проводил в экспедициях. В 1936 году Бернштейн удачно совместил работу и отдых, отправившись комендантом с Эльбрусской комплексной экспедицией Академии Наук в высокогорный лагерь «Кругозор». Балканское ущелье с наскальными постройками представилось как начало начал зодчества. С упоением, пускаясь в путь от селения к селению, своими глазами увидев историю, он обмерял, зарисовывал, составлял планы жилищ. Про каждый интересующий его дом он расспрашивал: как установлены опоры, как сложены световой проем и очаг. Бернштейна не покидала мысль, что «сказочные террасы – это никем еще не написанная история архитектуры – переход человека из пещеры в постройку».

После окончания института художник сотрудничал с Академией Архитектуры и в течение нескольких лет возвращался в Кабардино-Балкарию, написав в последствии солидный труд по народному творчеству Балкарии «Народная архитектура Балкарского жилища». Его экспедиционный альбом зарисовок стал уникальным документом истории архитектуры и культуры этой страны.

Свою родную страну он объездил с севера до юга, с запада до востока, делая везде натурные зарисовки. В работе над гравюрами он испробовал разные техники: и оригинальные – это акварель, тушь, пастель, и печатные – линогравюра, автолитография, офорт. Вот серии работ, принадлежащих руке этого художника: «По ущельям Балкарии» (акварель, тушь, 1939г.); «Старый Петербург» (акварель, тушь, 1939г.); «Старая Рига» (автолитография, 1946г.); «Московский Кремль в ХVII веке» (автолитография, 1947г.); «Литературные места Москвы и Ленинграда» (акварель, линогравюра, автолитография, 1950-1962гг.); «Москва. Памятники зодчества ХVII века» (автолитография, 1957г.); «Подмосковье ХVIII - ХIХвека» (цветная автолитография, 1958г.); «По Чехословакии и Польше» (акварель, 1961г.); «Памятники зодчества Вологодской области» (акварель, 1963г.); «Ярославль и Ростов Великий» (акварель, 1964г.).

В нашей коллекции находятся 21 произведение из разных серий автора. Несколько работ из серии, посвященной архитектуре Вологды, одного из старых русских городов северного края. Вологда впервые упоминается в письменных источниках под 1147 годом. Изначально город был деревянным, в 1560-х годах Иван Грозный начал строительство каменного Кремля. Время стерло следы всех сооружений тех лет. Софийский собор - первое каменное сооружение в городе и единственный памятник 16 века, сохранившийся до наших дней. Вологодская София воздвигалась по образу Успенского собора в Московском Кремле. Но во внешнем облике храма заметно влияние не только московской архитектуры 15 в., но и связь с более ранним новгородским зодчеством. В 17-18 вв. против западного входа в собор был сооружен комплекс зданий Архиерейского двора, массивные крепостные стены в свое время сделали резиденцию вологодского архиерея неприступной крепостью. Одноглавая надвратная Воздвиженская церковь акцентировала главный вход.

Легендарным «градом Китежем» предстает перед нами Спасо-Прилуцкий монастырь-крепость, опоясанный каменным стенами и башнями. Основанный в 1371 году, монастырь до ХVI века оставался деревянным. Первым его каменным сооружением был Спасский собор. Каменные здания монастыря построены по типу памятников раннемосковского зодчества, но отличаются от них еще большей лаконичностью и сдержанностью архитектурного языка. Вологодская интерпритация декоративных мотивов Пскова и Москвы.Живописностью общей композиции и нарядным убранством фасадов выделяется церковь Константина и Елены. Ее украшают яруса кокошников «вперебежку», нарядные наличники, пучки колонн-дудочек на углах фасада, столбы-кубышки и двойные арочки с висячей гирькой нижнего рундука крыльца. В этом сказывается усиление декоративного начала, характерного для русского зодчества конца 17 столетия.

Еще одна работа из серии, посвященной городу – Переславль-Залесский. Художнику удалось запечатлеть неповторимое своеобразие каждого из Переславльских монастырей – Горицкого, Данилова и Никитского. Высоко над Плещеевым озером на южном берегу расположился Горицкий монастырь. Его каменные здания ХVI - ХVII веков сохранились и поныне. К московской дороге, монастырь обращен массивной кирпичной оградой с красивыми «святыми» и въездными воротами. Низкие круглые столбы поднимают двойную «слоистую» арку. Обильно декорированный фасад говорит о том, какой творческой мощью обладали зодчие. Напротив Горицкого монастыря расположен Данилов монастырь, основанный в 1568 году близким к великому князю Василию III монахом Даниилом. Над постройками этого монастыря трудились артели костромских и ростовских рабочих. Значительная часть каменных зданий построена на средства князя И.П.Барятинского, под старость принявшего постриг в этом монастыре. Никитский монастырь стоит в суровом уединении на северном берегу озера, где проходит дорога на Ярославль. За его строительством следил лично Иван Грозный – монастырю предстояло стать одной из опричных резиденций царя.

Художник Бернштейн обращает внимание и на простые постройки, помогающие понять своеобразие русской архитектуры. Жилые постройки города – деревянные и каменные, просто, амбары, сараи, каретники, конюшни – ничто не ускользает от пристального взгляда художника. Вот, например, - взъезд, дворище и боковуша деревни Вязенцы на Онеге, или амбары в Чугуеве на Онеге.

Многое может открыться взгляду художника. В повседневной жизни, в простой, примелькавшейся вещи он может увидеть красоту. Каждая работа художника должна предстать перед человеком как откровение, заставляющее взглянуть на обыденное по-новому. Настоящее искусство рождается из любви к окружающему миру, к природе, к родной земле, к людям. Оно существует неотделимо от жизни.

Было время, когда перед Бернштейном стоял выбор: заниматься ли архитектурой или же реализовать себя в художественном искусстве. Он предпочел графику, как изобразительное искусство более доступное людям. Графика может войти в любой дом либо в виде книжной иллюстрации, либо в виде эстампа (собственноручного оттиска с авторской подписью). Бернштейн стремился донести до людей увиденную когда-то его глазами красоту.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3842/31/

Э.Б. Бернштейн. Старокузнецк. 1943Э.Б. Бернштейн. В Тутаеве на Волге. 1963Э.Б. Бернштейн. Деревня Вязенцы на Онеге. Боковушка. 1939-1983Э.Б. Бернштейн. Деревня Вязенцы на Онеге. Дворище. 1983Э.Б. Бернштейн. Погост Ворзагоры на Белом мореЭ.Б. Бернштейн. Амбары в Чугуеве на Онеге. 1939Э.Б. Бернштейн. Переяславль-Залесский. В Даниловом монастыре. 1993Э.Б. Бернштейн. Вологда. Надвратная церковь Воздвижения и Софийский собор. 1965



Открытие Антарктиды

Русское географическое общество представляет онлайн-экспозицию «Открытие Антарктиды». Она сделана на основе выставки, которая появилась в марте 2020 года в парке «Музеон».


Бурый альбатрос

В экспозиции представлены уникальные литографии из «Атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света...». Он был выпущен в 1831 году по итогам Первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 годов. В ходе этого кругосветного путешествия 200 лет назад, в январе 1820 года был открыт шестой континент.

В частности, на выставке можно увидеть рисунки художника Первой антарктической экспедиции Павла Михайлова. В путешествии живописец фиксировал с натуры все, что заслуживало внимания. Он изобразил иностранные порты, острова и поселения, сделал портретные зарисовки аборигенов тихоокеанских островов, образцов экзотической флоры и фауны. На картинах впервые запечатлены берега Антарктиды. Также представлены карты из «Атласа», предположительно составленные самим Фаддеем Беллинсгаузеном.

Посмотреть онлайн-экспозицию>>>

antarktida2.jpgantarktida3.jpgantarktida4.jpg



На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3836/31/

Антология грузинской фотографии. XIX-XXI вв.

C 11 февраля по 2 марта 2020 г. в Русском музее фотографии (Нижний Новгород) будет проходить выставка «Антология грузинской фотографии. XIX-XXI вв.».

Фото Александра Саакова

В экспозицию вошли более 100 работ, представляющих историю грузинской фотографии на протяжении почти трех веков. Большой раздел выставки посвящен творчеству Дмитрия Ермакова (1845 - 1916), почетного гражданина города Тифлиса и придворного фотографа шаха Персии. В его работах – события русско-турецкой войны 1877-1878гг., виды Ялты и Гурзуфа, Алупки и Феодосии, Туапсе и Севастополя. Он был заядлым путешественником, участником многочисленных этнографических и археологических экспедиций, объехал весь Кавказ, Турцию, Персию, знаменитые места Константинополя, Афин, Иерусалима. Его творческое наследие – около 40 000 негативов.
На фотографиях Владимира Барканова (1826-1892) – жанровые сцены из жизни и быта многочисленных кавказских народов: грузин, имеретинцев, аджарцев, черкесов, курдов. Работы Александра Роинашвилли (1846-1898) из его альбома «Кавказские виды и типажи»,1880гг. были удостоены высших императорских наград.
В ретроспективе также представлены работы Александра Саакова, Гурама Цибахашвили, Юрия Мечитова, Михаил Насберга.
Снимки Александра Саакова публиковали лучшие издания в Советском Союзе и за рубежом. Он сотрудничал с информационными агентствами АПН и ТАСС. Трижды его творчество было представлено в альманахе «100 лучших фотографий Европы». Ему позировали многие выдающиеся современники: Святослав Рихтер, Арам Хачатурян, Владимир Высоцкий.
Работы Гурама Цибахашвили выставляются во Франции, Швейцарии, Австрии, Нидерландах, публикуются в таких известных журналах, как National Geographic. На многих его снимках – молодые, пока еще мало кому известные Ираклий Чарквиани, Олег Тимченко, Мамука Цецхладзе, Кока Рамишвили – сновоположники современного грузинского искусства.
Юрий Мечитов – автор многих книг и участник около семидесяти выставок не только в Грузии, но и за ее пределами. В его работах запечатлена целая эпоха, история Грузии. А визитной карточкой его творчества считаются фотографии Сергея Параджанова.
Герои фотографий Михаила Насберга разбросаны по всему миру. Как и большинство фотографов, Насберг много путешествует, чтобы наблюдать за повседневной жизнью людей и, как говорит он сам, «изменяющейся реальностью окружающего мира».
Фото Владимира Чобан-ЗадеФото Владимира Чобан-ЗадеМихаил Насберг. Зимний сезон. 1985

Василий Щербинин. Водлозерье

С 24 января по 25 февраля 2020 г. в выставочном зале музея-заповедника «Старая Ладога» (Ленинградская обл.) пройдёт фотовыставка о Водлозерском национальном парке в Карелии. В экспозиции, посвященной этому уникальному месту, свои работы  представит Василий Щербинин – фотокорреспондент Национального фотоархива/фотоагентства GeoPhoto, художник-дизайнер. Сфера его деятельности – дизайн, полиграфические издания, художественная фотография и фотографика, различные творческие проекты.

Работа Василия Щербинина
На выставке автор представит около 30 работ из коллекции, созданной  им за время многократных поездок и путешествий по Водлозерью в период с 2009 по 2015 годы. Леса с множеством населяющих его птиц и зверей, огромное количество озер и рек, спокойные пустынные болота, одиноко стоящие часовни и неоглядные водлозерские дали под низко нависающим небом… Все это - Водлозерье. Природа уникального парка на долгие годы стала вдохновением для фотохудожника.

Северная природа в объективе его фотоаппарата обретает новое звучание, характерное именно этому автору, его мировосприятию и взгляду на окружающую его действительность. В его фотографиях можно увидеть индивидуальный почерк, и ни капли надуманности или простой констатации увиденного. При этом автор принципиально отказывается от активной цифровой обработки своих работ, остаётся верен своему творческому кредо в фотографии и продолжает его развивать. Графичность и исключение всего лишнего из кадра, лаконичность и акцентирование на деталях - вот принципы работы Василия Щербинина. Его работы всегда индивидуальны и эмоционально выразительны, ведь  автор  делится тем, что увидели не только его глаза, но и душа.





ladoga1.jpgladoga2.jpgladoga4.jpgladoga5.jpg

Долина Хан

C 9 января по 23 февраля 2020 г. в Галерее Классической Фотографии пройдёт фотовыставка «Долина Хан».

Долина Хан
Представленные в экспозици фотографии были сделаны российскими альпинистами Константином Маркевичем и Антоном Ивановым в августе 2019 года во время экспедиции в долину Хан на северо-востоке Пакистана – одно из немногих оставшихся «белых пятен» на карте.
Сегодня на Земле остаётся всё меньше и меньше неисследованных мест, однако, вдохновлённые жаждой открытий альпинисты доказывают нам, что на планете всё еще можно найти малоизученные места и вершины, на которых прежде «никто не бывал».
За время экспедиции команде удалось исследовать малоизвестный горный район и совершить три первовосхождения на вершины Ilford Peak (Hasho Peak II) высотой 6080 метров, Tangra Tower – 5820 и Trident – 5780 метров.
Долина Хан до сих пор остаётся одним из самых малоисследованных районов Пакистана, и нам известно всего о нескольких успешных экспедициях и восхождениях в этом регионе, которые были совершены в 1990-2000 годах. Таким образом, данная экспедиция стала новым этапом в освоении этой территории.
На выставке «Долина Хан» представлены фотоснимки различных жанров: пейзажи, портреты, репортажные снимки. Все фотографии были сняты за месяц экспедиции на чёрно-белую пленку.
Фотоработы для выставки напечатаны вручную на серебряно-желатиновой баритовой бумаге. Авторская печать имеет художественную и коллекционную ценность, ведь таким образом фотограф может максимально донести до зрителя те чувства и идеи, которые посещали его в момент съёмки.
Задача выставки состоит не только в том, чтобы познакомить зрителя с удивительными ландшафтами долины и предоставить ему возможность увидеть один из самых укромных уголков нашей планеты, но и в том, чтобы передать уникальную атмосферу и настроение участников экспедиции. Помочь зрителям почувствовать азарт альпинизма и понять его суть, показать менталитет и жизненные ценности людей, обитающих в тех краях. Мы хотим открыть зрителю другой мир, который совсем не похож на современную западную реальность, и людей, которые, находясь в суровых условиях, могут быть счастливы и жить в гармонии с собой и с окружающей природой.
han3.jpghan4.jpghan5.jpghan2.jpg

На Севере диком

В Городском историко-краеведческом музее г. Полярный (Мурманская обл.) до 20 января 2020 г. проходит выставка «На Севере диком».

На Севере диком
Конец XIX — начало ХХ века был временем всеобщего увлечения Арктикой. На Русский Север направляются многочисленные научные экспедиции, туда едут писатели и художники.
Один из пионеров освоения Русского Севера, Савва Иванович Мамонтов, строивший железную дорогу от Вологды до Архангельска, предложил художникам Константину Алексеевичу Коровину и Валентину Александровичу Серову совершить по Белому морю и Кольскому полуострову путешествие в Швецию и Норвегию: «Вот что: в Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона «Крайний Север», и вы должны поехать на Мурман. Вот и Антон Серов (прозвище В.А. Серова) хочет ехать с вами. Покуда Архангельская дорога ещё строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану. Я уже говорил с Витте, и он сочувствует моей затее построить этот отдел на выставке».
В августе 1894 года художники отправились в двухмесячное путешествие. Они выехали из Ярославля в Архангельск по трассе строящейся железной дороги, затем по Сухоне и Северной Двине добрались до Архангельска. На пароходе товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства «Ломоносов» К.А. Коровин и В.А. Серов вышли в Белое море. Идя вдоль побережья Кольского полуострова на запад, они посетили Святой Нос, промысловые становища восточного Мурманского берега — Рынду, Териберку и Лодейное, западный Мурманский берег, Печенгу и Трифонов Печенгский монастырь. В 1895 году К.А. Коровин вновь совершил аналогичную поездку совместно с художниками Н.А. Праховым и Н.В. Досекиным. Фотоснимки, сделанные в ходе путешествия, были использованы при написании декоративных панно «Фактория на Мурмане», «У становища корабля», «Мурманский берег», «Пристань у фактории на Мурмане».
Работы К.А. Коровина составили основу декоративных панно для павильона «Крайний Север» XIV Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, а также Русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. В дальнейшем панно находились в собственности С.И. Мамонтова и до 1961 года украшали стены главного вестибюля Ярославского вокзала. В настоящее время работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Снимки были выполнены на стеклянных фотопластинах. Коллекцию передала в дар Мурманскому областному краеведческому музею в 1963 году заслуженная артистка РСФСР Надежда Ивановна Комаровская. Экспонируются впервые.
Посетители увидят фотографии и созданные на их основе художественные работы К.А. Коровина. Фотоснимки, сделанные в ходе путешествия, были использованы при написании декоративных панно, оформлявших павильон «Крайний Север» XIV Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде и Русский павильон Всемирной выставки 1900 года в Париже.
korovin1.jpgkorovin2.jpgkorovin4.jpgkorovin5.jpg

Валаам. Пространство вне времени

К 30-летию возрождения Валаамской обители Галерея Классической Фотографии (Москва) представляет мультимедийную выставку «Валаам. Пространство вне времени». Масштабная экспозиция будет работать с 17 декабря 2019 года по 30 января 2020 года.

Валаам

На выставке будут представлены 3D-реконструкции фотографий Старого Валаама, современные 360-градусные VR-панорамы, подлинные отпечатки и артефакты XIX, XX веков из частных собраний, а также портретная галерея братии Валаамского монастыря современных авторов. Вся экспозиция построена особым образом, погружающим зрителя в природный, архитектурный, исторический и духовный мир Валаама.

...180 лет назад, 19 августа 1839 года, академик Франсуа Араго представил доклад об изобретении, которое сделал Жозе Несифор Ньепс и усовершенствовал Луи Дагер, названное по имени последнего – дагеротип. Этот день считается днем рождения фотографии. Вскоре французское правительство передало в общественное достояние патент на использование этого открытия.

Поиски технологии фиксации изображения на этом не закончились. Каждый этап развития фотографии был связан с очередным изобретением, улучшавшим качество и делавшим более доступным процесс создания отпечатка.

Изобретение в 1851 году мокроколлодионового процесса, а чуть ранее альбуминовой бумаги, значительно уменьшили длину выдержек, которые до этого исчислялись минутами. А также сделали доступным тиражирование фотографий. Но занятие «светописью» все ещё оставалось очень трудоемким. И лишь через несколько лет с изобретением желатиновой эмульсии начинается промышленное производство фотоматериалов. Фотография стремительно распространяется по миру.

Со второй половины 1850-х годов фотомастерские появляются в русских монашеских обителях. В первую очередь на Афоне, благодаря археологу и исследователю христианских древностей Петру Ивановичу Севастьянову. В то же время возникает фотомастерская в Троице-Сергиевой Лавре. Чуть позже в Киево-Печерской Лавре, Оптиной пустыни, на Валааме.

Можно говорить о том, что вклад Валаамской обители в историю русской светописи наиболее яркий среди монастырской фотографии. Так, Севастьянова, под чьим покровительством существовала фотомастерская в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и ранних фотографов в первую очередь интересовали архитектура, древности, реликвии, «виды и типы». Особое место в фотографии традиционно занимал жанр портрета.

Валаамская мастерская внесла наибольший вклад в то, что сегодня называют «жанровой фотографией». Многие работы этого фотоателье можно поставить в один ряд с работами таких мастеров как Вильям Каррик, Андрей Карелин, Максим Дмитриев, Карл Булла. Этот вклад по объему и качеству, пожалуй, не с чем сравнить в монастырской фотографии: братия на рыбной ловле, сборе урожая капусты, в мастерских, на строительстве собора, на покосе, на отдыхе. Многочисленные фотографии скитов и их насельников, выразительные портреты схимников в окружении суровой и девственной природы. Фотографии созданные при естественном свете и «свете магния». Благодаря трудам этих, часто безвестных, подвижников, мы имеем возможность прикоснуться к подлинному документальному свидетельству о жизни страны и Церкви во второй половине XIX – XX веков.

Отпечатки из Валаамской фотомастерской разъезжались по всей стране в багаже многочисленных паломников, сохранявших таким образом память о потаённой на далеких островах обители, её старцах, монашеских трудах, великолепной архитектуре, величественной природе и особом духовном устроении. Паломники тоже не забывали сняться на память на «фоне» обители, нарисованном на холсте. Иногда паломники были запечатлены с кем-то из братии или даже с Игуменом.

Несколько таких уникальных фотографий нам удалось найти в частных коллекциях и представить на этой выставке. Одним из важных документов в нашей экспозиции является групповая фотография, на которой среди паломнической группы, духовенства и братии монастыря запечатлен Алеша Ридигер – будущий приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Тогда, в 1938-м и 1939-м годах, он посетил обитель вместе со своими родителями. Эта поездка оставила неизгладимый след в его сердце. Память о ней он сохранял всю свою жизнь. С его именем связана история начала возрождения монашеской жизни на Валааме, 30-летие которой отмечается сейчас.

Надо сказать, что и в советское время Валаам привлекал внимание фотографов как архитектурный парк и заповедник. Открытки с видами Валаама расходились большими тиражами по всей стране.

С началом возрождения обители была восстановлена и фотомастерская. Одним из первых монастырских фотографов нового времени стал иеромонах Савватий (Севостьянов), создавший летопись этих лет. Традиционно и сегодня многие братья по призыву сердца и благословению Игумена исполняют послушания, связанные с фотографией. На нашей выставке представлены лучшие из этих работ.

Снять монастырскую жизнь не просто, это занятие требует особого сосредоточения и настроя. Кроме того, братия должна довериться снимающему. Одним из таких авторов стал священник Игорь Палкин, приезжающий на протяжении нескольких лет на остров. Иногда по долгу службы, сопровождая Святейшего Патриарха Кирилла в его ежегодных поездках на Валаам. Чаще, в дни своего отпуска, он входит в пространство монашеской жизни, проживает её вместе с братией и снимает.

Группа фотографов галереи ART of FOTO Вадим Левин, Роман Землячив и Игорь Смольников не так давно соприкоснулись с феноменом жизни уединенной монашеской обители, но глубоко прониклись атмосферой этого братства, общением с Игуменом и насельниками. Их портреты, снятые в традиционной технике на крупноформатную камеру, на первый взгляд кажутся несколько отстраненными. Но это лишь на первый взгляд. Филигранные авторские отпечатки проникнуты подлинным уважением и доверием.

Приложение-путеводитель по Валаамскому архипелагу

С одной стороны, современные технологии сделали фотографию сверхдоступной. В любом самом простом смартфоне есть окошко объектива. Мир наводнился визуальной информацией. Из этого потока очень сложно вычленить то, что могло бы напитать сердце человека, остановить его внимание, обратить к подлинной красоте.

Но эти же технологии могут служить подспорьем даже в духовной жизни. К 30-летию возрождения обители Творческое объединение «Парсуна» совместно со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем разработало уникальное мобильное приложение, не имеющее аналогов в мире. Этот путеводитель по Валаамскому архипелагу с картами и навигацией включает более семисот 360-градусных панорам. Посредством приложения, находясь в любой точке мира, можно мгновенно перенестись в заповедное пространство Валаама. Приложение позволяет посетить как Центральную усадьбу, так и отдаленные скиты обители, доступ в которые закрыт или ограничен для посетителей. Войти в храмы, увидеть и услышать, как совершается чтение Неусыпаемой Псалтыри, заказать поминовение, приобщиться к наследию Валаамской библиотеки. В подробностях рассмотреть образы святых, росписи Спасо-Преображенского собора. Приложение станет гидом по обители, помощником для паломника и туриста, виртуальным музеем, календарем.

Также приложение включает в себя созданный братией обители православный календарь и уникальный молитвослов, который состоит не только из ежедневных утренних и вечерних молитв, но и Библии, Псалтири, акафистов, канонов и всевозможных прошений ко Господу и Божией Матери на разные случаи жизни. Тексты представлены в двух вариантах, на русском и церковно-славянском языках.

Здесь же собраны многообразные богослужебные тексты, которые пригодятся священнослужителям, регентам, уставщикам, чтецам и певчим.

Православный календарь содержит как привычную информацию (праздники, поминаемые в этот день святые, Евангельские чтения, молитвы и богослужебные указания), так и краткое душеполезное слово на каждый день.

Кроме того, существует возможность прямо из приложения быстро и удобно заказать поминовение о здравии или об упокоении родных и близких.

Открытие выставки 17-го декабря 2019 года станет презентацией приложения. С этого момента оно будет доступно всем желающим.

Валаам в 3D

Фотография, будучи двумерным отражением реальности на плоскости, с самого раннего периода своего развития, стремилась воссоздать трехмерный мир, создать эффект присутствия, погружения. Так появилась стереофотография. В партнёрстве с Лабораторией иммерсивных технологий Балтийского Федерального Университета им. Канта и компанией «Эврика» мы реализовали 3D-реконструкцию Валаамских мастерских на основе фотографий конца XIX – начала XX веков. В стерео-формате также представлены избранные виды Валаама этого периода.

В экспозиции, виды Валаама начала ХХ-го века будут соединены с современными 360-градусными панорамами из мобильного приложения «Валаам». VR-технологии перенесут зрителя в этот пейзаж, каким он предстает сейчас в XXI веке.

Уникальные фотографии из архивов и частных коллекций

Сотрудничество с московским Клубом Коллекционеров Фотографии позволило представить на выставке большое количество подлинных отпечатков конца XIX – первой половины ХХ века. Среди фотографий из коллекций Виктора Штульмана, фотографа Сергей Максимишина, Виктора Молчанова, Константина Бенедиктова, есть подлинные жемчужины.

Особое место на выставке будет уделено «Валаамской почте» – открытым письмам на фотографических бланках, отправленных с Валаама и на Валаам. Среди них уникальное письмо первых дней начала Первой мировой войны, письма паломников, автографы Игумена и насельников монастыря.

Реконструкция Валаамской фотомастерской, множество подлинных артефактов, позволит зрителю переместиться во времени и войти в пространство Валаама, находясь в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом месте, которое посетит экспозиция.

Создание экспозиции стало возможно благодаря благословению и поддержке Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия и братии обители, плодотворному сотрудничеству множества участников и их помощи.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3710/31/

valaam2.jpgvalaam3.jpgvalaam4.jpgvalaam5.jpgvalaam6.jpg

Сергей Анисимов. Песнь холода

В Государственном Дарвиновском музее (Москва) с 3 декабря 2019 г. по 2 февраля 2020 г. пройдёт выставка фотографий Сергея Анисимова "Песнь холода".

anisimov1.jpg
Много лет фотограф посвятил съёмкам северных районов нашей планеты: островов Белый, Шпицберген, Врангеля, Земли Франца-Иосифа, а также Гренландии, Канады, Исландии, Норвегии, Финляндии. Но больше всего автор любит снимать родной Ямал. Вы увидите захватывающие дух пейзажи и выразительные портреты животных  – коренных обитателей Севера: хитрых песцов, очаровательных детенышей гренландского тюленя, грозных белых медведей и шумных кайр.
"Арктика — прекрасное и красивейшее место на Земле. Природе понадобились тысячи лет, чтобы создать этот пейзаж. Чистейший воздух и вода, огромные айсберги, величественные ледники и скалы стали её визитной карточной. И мне хочется, чтобы это осталось навечно. Прикоснитесь к этому волшебному миру и почувствуйте дыхание Арктики!", – напутствует зрителя фотограф.
Сергей Анисимов –  член Русского географического общества, Союза Фотохудожников России, участник более 600 выставок в 74 странах мира и организатор международного фотоконкурса Global Arctic Awards, в котором принимают участие ведущие северные фотографы планеты.
anisimov2.jpganisimov3.jpganisimov4.jpganisimov5.jpg