Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

Василий Щербинин. Водлозерье

С 24 января по 25 февраля 2020 г. в выставочном зале музея-заповедника «Старая Ладога» (Ленинградская обл.) пройдёт фотовыставка о Водлозерском национальном парке в Карелии. В экспозиции, посвященной этому уникальному месту, свои работы  представит Василий Щербинин – фотокорреспондент Национального фотоархива/фотоагентства GeoPhoto, художник-дизайнер. Сфера его деятельности – дизайн, полиграфические издания, художественная фотография и фотографика, различные творческие проекты.

Работа Василия Щербинина
На выставке автор представит около 30 работ из коллекции, созданной  им за время многократных поездок и путешествий по Водлозерью в период с 2009 по 2015 годы. Леса с множеством населяющих его птиц и зверей, огромное количество озер и рек, спокойные пустынные болота, одиноко стоящие часовни и неоглядные водлозерские дали под низко нависающим небом… Все это - Водлозерье. Природа уникального парка на долгие годы стала вдохновением для фотохудожника.

Северная природа в объективе его фотоаппарата обретает новое звучание, характерное именно этому автору, его мировосприятию и взгляду на окружающую его действительность. В его фотографиях можно увидеть индивидуальный почерк, и ни капли надуманности или простой констатации увиденного. При этом автор принципиально отказывается от активной цифровой обработки своих работ, остаётся верен своему творческому кредо в фотографии и продолжает его развивать. Графичность и исключение всего лишнего из кадра, лаконичность и акцентирование на деталях - вот принципы работы Василия Щербинина. Его работы всегда индивидуальны и эмоционально выразительны, ведь  автор  делится тем, что увидели не только его глаза, но и душа.





ladoga1.jpgladoga2.jpgladoga4.jpgladoga5.jpg

Пастыри лесов

В Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева до 15 декабря 2019 г. экспонируется фотопроект Сигэру Ёсиды «Пастыри лесов».

pastiri_lesov3.jpg

Работы японского фотографа Сигэру Ёсиды из многолетнего проекта посвящены уникальным деревьям планеты. Оливы из Европы, секвойи из Америки, баобабы из Африки, криптомерии из Японии… Посетители смогут не только полюбоваться прекрасными фотографиями деревьев, но и узнать что-то новое об их биологии. На выставке также будут демонстрироваться естественнонаучные объекты из коллекций музея (спилы стволов деревьев, семена и плоды).

С создания серии «Большое дерево в этом мире» Сигэру Ёсида начинал свой творческий путь, фотографируя в Африке, США, Канаде, Мексике, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Великобритании а также на Мадагаскаре и Тайване.
В Японии очень много старых деревьев, и относятся к ним с большим почтением. Западному человеку сложно понять, как можно молиться дереву и верить, что оно дарует удачу, исцеление или долгую жизнь. Увидев 2000-летнее камфорное дерево в святилище Киномия в Атами, Сигэру испытал настоящее благоговение. С этого момента в течение более 10 лет фотограф ездил сначала по Японии, снимая древние деревья-исполины для календаря, а затем и по многим другим странам. Почти за 30 лет творчества Сигэру Ёсида неоднократно выставлялся в Японии и США, а также стал членом Профессионального фотографического общества в Японии.
В древности в японском языке не было слова «природа». В японской культуре природа не противопоставлялась человеку, он был её частью. Такое отношение к миру там поддерживается до сих пор. Особенно остро это ощущается в фотографиях Сигэру Ёсиды.
pastiri_lesov2.jpgpastiri_lesov1.jpgpastiri_lesov4.jpgpastiri_lesov5.jpg

«Истоки вдохновения» Николая Григорьевича Головатина

До 29 сентября 2019 г. в Екатеринбургском музейном центре народного творчества "Гамаюн"" проходит выставка живописи и графики Николая Григорьевича Головатина.

Н.Г. Головатин Вечер в поле

Выставка «Истоки вдохновения» представляет около тридцати работ, созданных художником за последние четыре года. Букеты полевых цветов, дрожащие под весенним ветром березы, осенняя распутица и летние закаты. За кажущейся простотой сюжетов зритель видит безусловное мастерство, умение передать чувство трепета и безмолвного восхищения, вызываемое созерцанием природных красот.
На картинах Николая Григорьевича предстает тот самый «пейзаж настроения», воспетый великими русскими художниками. В его пейзажах нет каких-либо следов присутствия человека – мир чувств и переживаний, любовь и вдохновение отражаются в тончайшей нюансировке сдержанных оттенков, гармоничной цветовой гамме, в продуманной непосредственности композиции, удивительной передаче свето-воздушной среды.
Н.Г. Головатин родился в городе Богдановиче  Свердловской области,  окончил  Уральский  политехнический  институт, трудовую деятельность посвятил металлургии.     Как у многих художников-любителей, увлечение рисованием у Николая Григорьевича  с детства. 
В раннем возрасте пробовал срисовывать книжные иллюстрации, портреты известных писателей и героев Гражданской войны. Захватывающая дворовая жизнь, с мальчишескими играми,  походами в лес  и совместным рисованием также способствовали развитию увлечения.
Постоянно открывая что-то новое, Николай Григорьевич собирает книги и альбомы по искусству, посещает художественные музеи и галереи.  А русская живопись ХIХ века, подарившая миру Алексея Саврасова,  Исаака Левитана,  Илью Репина,  Федора Васильева, остается для художника примером и неиссякаемым источником вдохновения.
golovatin2.jpgН.Г. Головатин Унылая пораgolovatin4jpeg.jpggolovatin5.jpg

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника

В Дарвиновском музее (Москва) с 23 июля по 25 августа 2019 г. пройдет фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе».

Более 100 фотографий расскажут о знаменитом зубровом питомнике и уникальной Окской флоре — участках степной растительности в окружении сосновых боров.
Приокско-Террасный заповедник расположен в Московской области, в 12 км от Серпухова, на покрытых сосновыми и смешанными лесами террасах долины реки Оки. Это один из самых маленьких, но густонаселенных заповедников России. На площади около 5 тыс. га обитает 57 видов диких млекопитающих, 143 вида птиц, 285 видов пауков, 620 видов бабочек, произрастает около 2000 видов растений, лишайников и грибов.
В заповеднике встречается 8 видов растений и 6 видов птиц, занесенных в Красную Книгу России. Более 260 видов заповедной флоры и фауны включены в Красную книгу Московской области. Два вида, ночница (MyotisdasycnemeBoie) и зубр (Bison bonasus L.), находятся в Красном списке Международного союза охраны природы.
Заповедник был основан в 1945 году. В 1948 году по проекту выдающегося российского ученого М.А.Заблоцкого на территории заповедника был организован Центральный зубровый питомник, который был остро необходим – в начале XX века зубр был полностью истреблен человеком в природе и сохранился только в неволе, в зоопарках и зоосадах.
За время существования Центрального зубрового питомника родилось более 600 телят, около 70% из них было вывезено в различные места России и за рубеж. В 2001 году зубр из группы исчезающих видов (EN) перешел в группу уязвимых видов (VU) благодаря успешной работе по восстановлению популяции вида, большая роль в которой принадлежит Приокско-Террасному заповеднику.
С 1978 года Приокско-Террасный заповедник входит во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, а с 19 февраля 1979 года имеет сертификат ЮНЕСКО и статус биосферного заповедника.

Живая природа Китая

В Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО (Санкт-Петербург) с 16 апреля по 28 мая будет проходить выставка "Живая природа Китая".

Фэн Цзян Буробрюхий трагопан высокомерно поднял голову. Вид обитает в субтропических влажных теплых горных лесах, характерен для Китая

. Южный горный заповедник Наньлин, Гуандун

Посетители познакомятся с яркой и экзотической природой Поднебесной, узнают о жизни редчайших видов диких животных, обитающих на территории этой страны, о научных исследованиях и достижениях Китая в области охраны природы.

В экспозицию вошли работы 49 фотографов из КНР и других стран.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3485/31/

Сунь Цзиньцян. Такин. На склоне скалы неторопливо питаются антилопы. ШэньсиСтаффан Видстранд Одинокий и высокомерный манул обходит свою территорию. Это хищное млекопитающее животное обитает в районах пустыни Гоби. ЦинхайФэн Цзян Золотые фазаны играют в снегу.  Это один из характерных для Китая видов декоративных птиц. Гора Фуню, ХэнаньЧжао Цзяньин. Серый журавль. Самый распространённый в мире вид журавлей. ПекинСунь Хуацзинь. Олень Давида. Счастливая семья. Первоначально этот вид жил в прибрежных районах дельты реки Янцзы в Китае. В настоящее время известен только в условиях неволи, дикая популяция уже вымерла. ЦзянсуСе Цзяньго. Детёныш большой панды, который родился благодаря искусственному оплодотворению. СычуаньПэн Цзяньшэн. Голубые бараны играют в осеннем горном лесу. Этот морозослойкий вид живёт в альпийских зонах с голыми скалами. Цинхай

Ольга Данилова. Взгляд на Хибины

С 26 февраля по 10 марта 2019 года в галерее "Голубая Гостиная" (Санкт-Петербургский Союз художников) будет проходить выставка графических работ Ольги Даниловой. Выставка, получившая название «Взгляд на Хибины», - это серия из 30 произведений, выполненных масляной пастелью и в технике цветной линогравюры, и посвященных природе и жизни людей сурового заполярного региона нашей страны.

Хибины – крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Хибины у каждого свои. Есть Хибины Венедикта Ерофеева, который провел свое детство в этом суровом крае, есть горы Юрия Визбора: «Забудутся песни и споры, но там, где мы шли на подъем, вот эти Хибинские горы, останутся в сердце моем». Ольга Данилова представляет свой взгляд на этот далекий край полярных ночей, северных сияний и снежных гор, голубых днем и розовых на закате.
Суровая природа Севера заставляет нас видеть больше, чем лежит на поверхности, а, главное, заставляют нас задуматься о роли человека в этом мире, о том, что он чувствует, чем живет. Среди белого снега даже дома, заброшенные постройки, камни кажутся одушевленными предметами. Что уж говорить о человеке, появившемся на фоне снежного безмолвия - черная точка на белой бумаге - он притягивает все внимание к себе. Одинокая фигура на снегу так пронзительна, что непременно захочется узнать: “Кто этот человек? Что он чувствует? Зачем он здесь? Чем живет? Как он воспринимает мир вокруг себя?”
Минимализм и строгость работ художника позволяет увидеть главное, отбросив суету и шум больших городов. Это наблюдения за местным жителями и туристами в стремлении понять каждого из них и передать их эмоции и переживания на фоне суровой и дикой природы.
Во многих работах Ольги ощущается одиночество и философская грусть, присущие природе Заполярья. Отсутствие кричащих вывесок, шумных улиц, толпы людей, делают эти места идеальными для размышлений о вечном, о нашем месте в этом мире.
Серия графических работ “Взгляд на Хибины” – это попытка художника понять суровый горный край, людей живущих на Севере, это разговор о снеге, пустоте, одиночестве и человеке.
О художнике:
Данилова Ольга Игоревна родилась в Ленинграде в 1990 году.
2006 г. - окончила с отличием Санкт-Петербургскую художественную школу "Александрино"
2014 г. – окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, мастерская книжной графики под руководством Пахомова А.А.
С 2014 года активно участвует во всероссийских и зарубежных выставках (Эстония, Ирландия, Англия, Норвегия, Корея)
Победитель и участник графических резиденций в Ирландии и Эстонии.
С 2019 года Член Союза художников России.

Цифровой гербарий МГУ

МГУ представил цифровой гербарий в рамках программы "Ноев ковчег".

"Работы по оцифровке университетского гербария начались весной 2015 года, и за полтора года были отсканированы все многочисленные представители флоры Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока, Крыма, Кавказа, Монголии, стран Африки и Южной Азии. Созданная база данных является крупнейшим в России хранилищем информации о разнообразии и распространении растений. Она предназначена как для профессионалов, так и для любителей, которые хотят больше узнать о флоре", - рассказал один из разработчиков цифрового гербария, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Гербария МГУ имени М. В. Ломоносова, руководитель направления "Растения" проекта "Ноев ковчег" Алексей Серегин.

"Для того, чтобы воспользоваться цифровым гербарием, достаточно ввести латинское название растения или воспользоваться функцией расширенного поиска. Все изображения представлены в высоком разрешении так, чтобы можно было изучить отдельные фрагменты образца без необходимости отдельно оцифровывать интересующую деталь", - уточнил он.

На сегодняшний день цифровой гербарий МГУ насчитывает 786 тысяч образцов и занимает первое место в мире по числу отсканированных образцов среди университетских коллекций, а целом в мире уступает лишь коллекциям крупнейших научных центров мира - Парижа, Лейдена, Пекина, Нью-Йорка и Вашингтона. Изображения доступны для всех желающих на портале Депозитария живых систем МГУ.

Гербарий Московского университета - коллекция мирового значения, первое упоминание о которой относится еще к 1780 году, это один из ведущих центров изучения и документации разнообразия растений.

Объем фондов превышает 1011000 образцов. Здесь сосредоточены как ценнейшие исторические реликвии, связанные с именами Карла Линнея и Джеймса Кука, так и обширные материалы последующих исследователей флоры. Гербарий постоянно пополняется новыми оцифрованными образцами.

На сайте: http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2697&Itemid=31

Адрес Цифрового гербария: http://plant.depo.msu.ru/

Сайт проекта Ноев ковчег: http://depository.msu.ru/

Байкал в сравнении с Танганьикой. Два озера - две судьбы.

Автор Садчиков А.П., д-р биол. н.,проф.

В этой статье речь пойдет о Байкале и Танганьике. Одно находится в Азии, в Восточной Сибири, другое – в Юго-Восточной части Африканского континента. Это два самых древних и крупных пресноводных озер. Они чем-то похожи друг на друга (если об озерах так можно сказать)  и могут конкурировать между собой по многим морфологическим показателям: размерам, объему воды, длине береговой линии, глубине и иным показателям. Они отличаются друг от друга только в одном.

Байкальские воды (от поверхности и до самого дна) можно использовать в питьевых целях, тогда как воды Танганьики – только частично. Но об этом немного позже.


Оба озера имеют тектоническое происхождение и очень древний возраст. К примеру, возраст Байкала составляет где-то  25–35 млн. лет (южная часть озера еще более древняя). Возраст Танганьики – около 17 млн. лет. Располагается оно в глубочайшей тектонической впадине Африки, на высоте 773 метра над уровнем моря,  а Байкал – 457 м .
baykal1.jpg
Эти два озера самые длинные на планете,  имеют гигантскую вытянутую серпообразную форму, простирающуюся с севера на юг. Байкал протянулся с северо-востока на юго-запад  в виде гигантского полумесяца, а Танганьика – с севера на юг (при желании в его форме также можно увидеть полумесяц). Длина Байкала – 636 км (ширина от 24 до 79 км), длина Танганьики – 676 км (средняя ширина – около 50 км).

Глубина Байкала составляет 1642 м (средняя 744 м), у Танганьики немного меньше – 1470 м (средняя 570 м). Объем воды Байкала около 24 тысячи км3, африканского собрата – около 19 тысяч км3. Длина береговой линии Байкала  – 2000 км, а у африканского озера – 1800 км.

У них даже близкие показатели по впадающим и вытекающим рекам. В Байкал впадают три крупные реки – Селенга, Верхняя Ангара и Баргузин, а вытекает – только одна – Ангара.  В Танганьику впадают крупные Рузиза и Малагараси и еще несколько более мелких рек, а выносит воды – одна Лукуга (в западной части озера). Лукуга впадает в Заир и далее в Атлантический океан. Ангара байкальскими водами питает Енисей, а тот – Северный Ледовитый океан. Прозрачность байкальских вод около 40 м, а вод Тангиньики – 30 метров. Так что эти два озера по многим своим морфологическим показателям достаточно близки друг к другу.

Полный текст статьи на CULTUROLOG.RU>>>

Чегем: ущелье и водопады

Автор Татьяна Ропот
Большей частью мы живем в городах: мегаполисах, больших или малых. Природа сужается для нас до размеров небольших городских сквериков, деревьев. Иногда – это поездка «на природу». К реке, в пойму …  И представляем мы природу как нечто идиллическое.  Это такой неровный ландшафт с группами деревьев и извилистой речкой. Может поэтому, любой другой природный вид оставляет сильное впечатление. И мест, где все кажется фантастическим ландшафтом, в стране огромное множество, но они находятся вне зоны внимания тех, кто едет для отдыха на пляж или в лес. Измените привычный маршрут. Именно так можно попасть в удивительное место – Чегемское ущелье.

Чегемское ущелье находятся на территории Кабардино-Балкарии. Река Чегем (название переводится как «Земля сломалась») течет по дну узкого каньон с отвесными стенами морских отложений юрского периода. Самая узкая часть извилистой скальной щели не превышает 15 м. Идя по ущелью, надо прижиматься к стенам, чтобы не попасть под камнепад. Каждое утро тут проходят обходчики и очищают тропу от камней.
Дно ущелья находится здесь на высоте 1000 - 1300 м над уровнем моря, а высота хребта достигает 3000 м. Так что ущелье представляет собой каменный мешок. По легенде многие ущелья этих мест образовались от того, что дьявол, которому прижгли раскаленными щипцами лицо, хлестал по земле хвостом. Не случайно, эти ущелья называют «дьявольскими». Действительно, трудно поверить в естественное образование этих скал, нагромождений камней, расщелин и речек …

Идя тесниной пешком, приходится держаться ближе к стенам, чтобы не попасть под камнепад или не оступиться и не провалиться в проем. Один из проемов в скале связан с местными легендами. По преданию, сюда (высота до реки 200 м) бросали жен, которых подозревали в неверности. Но если женщина выживала (ухватившись за камни и т.д.), то она считалась оправданной.

Но самое незабываемое впечатление оставляют Чегемские водопады. Чегемские водопады зимой – это гигантские столбы льда, прозрачные колонны и сталактиты замерзшей воды, спускающиеся к самой реке. Как люстры с хрустальной переливающейся бахромой нависают ледяные свечи над Чегемом. С этой красоты стекают струи воды и, не успев коснуться поверхности скал, превращаются в водяную пыль.

Красиво ущелье в любое время года. В зной здесь прохладно. Осенью красоту создают «цветные» листья деревьев. Радуга, создаваемая Чегемскими водопадами и освещенная яркими лучами солнца, оживляет это, угрюмое на первый взгляд, место. Таких водопадов здесь очень много. И вот вся эта группа очень маленьких водопадов, она и представляет жемчужное ожерелье водопадов чегемского каньона. Балкарцы эту стену водопадов называют “Су-ау-зу”, в переводе на русский означает “Вода вытекающая из пасти (из горла)”.

Есть и еще одно название. В зимнее время, вся эта стена покрывается огромным ледяным панцирем, но даже под ним вода бьет, пульсирует, стремится вырваться наружу, ежедневно наращивая огромные колоннады льда. Высота чегемского водопада не такая и большая, всего 50 - 60 метров, но красота неописуема, особенно в зимний период. Со скал свисают тысячи сосулек, верхушки гор укрыты снегом. Все это сверкает и переливается миллионами цветов. Кажется, что попал в сказку. И весь этот лед, весь этот панцирь представляет собой “седую бороду”. Отсюда произошло второе название стены Чегемских водопадов - “Сакалтуп”.

Здесь все пронизано легендами. Само образование водопадов объясняют тем, что при приближении врага молодые девушки бросались со скал.
Здесь другой мир, другая природа и другие люди.
chm1.jpg
chm2.jpg

Ещё фотографии Чегемского ущелья на сайте CULTUROLOG.RU>>>