Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Н.С. Лесков за границей и дома

Автор: Алла Новикова-Строганова

В рассказе «Пламенная патриотка» Николай Семёнович Лесков (1831–1885) вспоминал: «Я был за границею три раза, из которых два раза проезжал “столбовою” русскою дорогою, прямо из Петербурга в Париж, а в третий, по обстоятельствам, сделал крюк и заехал в Вену» . Эти «обстоятельства» – поездка летом 1884 года в Мариенбад, где писатель лечился целебными водами. История пребывания здесь нашего славного земляка достаточно показательна и заслуживает внимания.

Лескову был оказан самый тёплый, дружественный приём. Глубокое уважение к русскому автору проявили местные власти. «Немцы ко мне очень благосклонны, делился он своими впечатлениями в письме к редактору «Исторического вестника» С.Н. Шубинскому, – так что даже заставили завидовать мне настоящих генералов, которых теперь много привалило из Франции. Меня сделали “почётным гостем”, прислали “почётный билет” в собрания, клуб и библиотеку; не пожелали взять с меня податей (около 25 гульденов) и за пользование врачебными пособиями. Всего одолжили, пожалуй, гульденов на 100».

У себя на родине честный и независимый писатель, который плыл «против течений», не подчинялся «ни партийным, никаким другим давлениям», подобной заботой избалован никогда не был: «Дома, в отечестве, со мною ещё такого казуса не было».

Соотечественники, долго живущие за границей и знающие Лескова по его книгам, стремились лично познакомиться с любимым писателем. Так, русские студенты из Вены нанесли ему визит. Дамы дарили корзины цветов. Лесков испытывал смущение и неловкость от чрезмерного женского внимания, но приписывал его дамскому капризу и здешней скуке: «Дамские гонения не устают, но я уже махнул рукою, потому что всё равно работать нельзя, да и скрыться некуда. Здесь им делать нечего от скуки» .

Но случались и настоящие «трогательности». Любопытен такой факт. Священник русского посольства Ладинский приехал из Веймара и трижды приходил к Лескову домой, однако не заставал его. На веймарской визитной карточке Ладинского не был указан местный адрес. Лесков искал своего визитёра по всему Мариенбаду, но безуспешно. И тогда в один из воскресных дней писатель отправился в русскую походную церковь. Богослужение проводил Ладинский. «Подходя к кресту, – пишет Шубинскому Лесков, – я сказал ему моё имя. Он сию же минуту вернулся в алтарь, подал мне просфору и вдруг сказал: “Знаете ли, господа, кто это? Это наш умница Николай Семёнович Лесков”. Я переконфузился, а он добавил: “Да, да, наш милый, честный, прекрасный умница”. Потом перекрестил меня и сказал: “Я 25 лет на чужбине и 18 лет мечтал о счастии Вас видеть и обнять”. Мы оба растрогались и… чего-то заплакали. Это, может быть, не умно, но тепло вышло…».

А в это время в России фельетонист «Новостей и Биржевой газеты» продажный еврей-сионист В.О. Михневич по поводу сердечного приёма, оказанного Лескову в Мариенбаде, опубликовал довольно неуклюжую язвительную статью. Тему подхватила газета «Новое время», которую возглавлял А.С. Суворин – по отзыву Лескова, его «милый, но коварный благоприятель». Была напечатана насмешливая статейка «Маленькая хроника», иронически выставляющая ситуацию в фарсовом виде: будто бы Лесков, приехав на отдых и лечение, озаботился прежде всего тем, чтобы сообщить, что он известный русский писатель, дабы получить определённые льготы и преимущества, и теперь раздувается от чванства, принимая оказанные ему за границей почести. Российские газеты приписали Лескову грехи нескромности и бахвальства, в которых его никогда нельзя было упрекнуть. В очередной раз замечательный писатель был «освистан» недоброжелательно настроенной прессой, не терпящей его честного талантливого слова.

В Мариенбаде профанные печатные материалы попались на глаза Лескову. По этому поводу он писал Шубинскому: «“Свистать” надо мною можно как над всяким, но в подлости и лицемерии меня едва ли можно уличить, как можно в том уличить бы гг. свистунов. Михневич всё сделал неловко и грубо, не зная дела. То, что оказано городским муниципалитетом мне, – постоянно по коренному здешнему обычаю оказывается каждому писателю – эллину же, яко и иудею, то есть немецкому, как и иностранцу, к какой бы нации он ни принадлежал. Это так здесь всегда и для всех писателей, которых знают. Почему же узнали меня? (Тут и изощрялось надо мною остроумие). А дело весьма просто, и причин тому много» .

В первый же день по прибытии на отдых Лесков записался в читальный зал «на чтение книг русских и польских». В библиотечном собрании хранились книги самого Лескова, и библиотекарь-чех по фамилии Шигай сразу признал писателя. Кроме того, Шигай был также издателем местной газеты «Marienbader Zeitung». Поэтому не удивительно, что крохотный Мариенбад размером «с тарелку» мгновенно облетела новость о приезде русского автора. Лесков уже был известен в Германии по вышедшему здесь сборнику Бокка «Гражданство и администрация в России», где третья часть была составлена из перевода лесковских статей об Остзейском крае. Немцы жадно прочитали книгу, «с большими и даже, может быть, излишними мне похвалами, – замечал Лесков, – за “благородное беспристрастие и справедливость”». Так что ему не было надобности «титуловаться» в курортном городке, который «весь собирается ежедневно у одного источника» и где писателя сразу могли узнать. Вот простые и понятные причины популярности Лескова в его последний приезд за границу. «Здесь просто – люди вежливы, и занятие литературою пользуется вниманием. Более ничего, – отмечал писатель. – Тут и в библиотеках с литераторов не берут денег за чтение, как с лекарей в аптеках за лекарства».

По поводу пасквильных статеек русской прессы в его адрес Лесков писал Шубинскому: «я нескромностию и нахальством никогда не отличался, а если меня знают попы, дамы и студенты, то уж это так само от дел сделалось. Над чем же свистать-то? Что их русского человека поставили не ниже, чем француза или поляка из Кракова, или венгерца из Пешта?! Экие тактичные люди мои собраты! Разъясните им, пожалуйста, при случае, что дело могло обходиться без моего радетельства об известности».

«Была бы душа в сборе да работали бы руки», – писал Лесков за год до этих событий своему другу Ф.А. Терновскому – киевскому профессору, историку Церкви. Он был писателю «мил и близок по симпатиям и даже по несчастию»: «Оба мы были одинаково и одновременно оклеветаны и вышвырнуты из службы как люди “несомненно вредного направления”. История эта подлая и возмутительная по своему гнусному и глупому составу, была тяжела для меня (и остаётся такою), а Филиппа Алексеевича она стёрла с земли» .

Перед самым отъездом в Мариенбад пришло известие о смерти Терновского, судьба которого была во многом схожа с лесковской: «Мы с ним одновременно понесли одинаковые гонения несправедливых людей, и я это перенёс, или, кажется, будто перенёс, а он, – с его удивительно философским отношением к жизни, – опочил… Пожалуй, не выдержал…»

Об отношении в России к честным людям, которые слушались прежде всего голоса христианской совести и, подобно самому Лескову, отказывались «с притворным благоговением нести мишурные шнуры чьего бы то ни было направленского штандарта», писатель не раз отзывался строками пушкинского стихотворения: «Здесь человека берегут, как на турецкой перестрелке!»

«Законникам разноглагольного закона», подменяющим заповеди Божьи лукавыми социально-политическими установлениями, Лесков противопоставил Христа, «Который дал нам глаголы вечной жизни».

Фарисеям и законникам Господь Иисус Христос адресовал гневное обличение: «Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11:46).

Лесков продолжал переносить несправедливые нападки фарисеев, но до конца дней своих готов был служить Родине, насколько хватало сил.




На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3844/112/

Волжские просторы Николая Галахова

До 26 сентября 2021 г. в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» (Свияжск, Татарстан) проходит выставка «Волжские просторы Николая Галахова».

Рисунок Николая Галахова

Николай Николаевич Галахов – советский и российский художник, заслуженный художник России, член Санкт-Петербургского Союза художников.

Родился 29 мая 1928 года в Казани. Окончил Казанское художественное училище (1942 – 1947 гг.). Своё обучение Николай Галахов продолжил в Ленинграде, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Его дипломной работой стала картина «Н.А.Некрасов на Волге», которая ныне хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. На выставке демонстрируется один из эскизов к этому произведению.

Художник писал пейзажи, жанровые и тематические композиции, работал в техниках масляной и темперной живописи, пастели, карандашного рисунка. Также в 1960-1970-е гг. Галахов занимался монументальной живописью, исполнил ряд панно для общественных зданий и организаций. Среди них, например, была монументальная роспись «Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года» для ленинградского Военно-морского музея.

Заметное место в творчестве Галахова занимает волжский пейзаж. В начале своего творческого пути, летом 1948 года, после первого курса института, он совершил своё первое плавание по Волге, потом были ещё два похода на лодке из Казани вверх и вниз по Волге, поездки по рекам Ветлуге и Вятке в 1950-е годы.

На выставке представлена небольшая часть многочисленных этюдов, сделанных Николаем Галаховым во время волжских путешествий. В них художник запечатлел уходящие в прошлое пейзажи «старой» реки. Через несколько лет, в 1957 году, когда была введена в действие Куйбышевская ГЭС, на месте заливных лугов и песчаных берегов появились водохранилища Большой Волги, и прежней реки не стало.

В Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» хранятся 60 графических работ Н.Н. Галахова – пейзажные, портретные и жанровые этюды и зарисовки.

На сайте:
http://culturolog.ru/content/view/4213/31/


gal3.jpggal2.jpggal4.jpggal5.jpggal6.jpg


Выставка произведений Джанны Тутунджан

В Музейно-творческом центре народного художника России В.Н. Корбакова (Вологда) до 17 октября 2021 г. будет проходить выставка «Джанна».Экспозиция посвящена 90-летию со дня рождения народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Джанны Тутунджан (1931-2011).

Джанна Тутунджан - Берегиня, 2001

Джанна Таджатовна Тутунджан родилась 22 сентября 1931 года  на Арбате в Москве. По материнской линии она происходит из семьи потомственных московских дворян.  По отцовской  связана с армянскими корнями, но в самой Армении была всего один раз, в 1955 году. В предисловии к каталогу своей персональной выставки в Вологде в 1981 году Тутунджан написала о себе так: «Как гражданин я родилась в Москве, стала художником в Вологде. Как человек я дочь Земли, и мне не все равно, какая она, и что с ней будет. Мое детство и большая часть жизни прошли на фоне московского асфальта. Но всегда прикосновение к живой земле доставляло истинное наслаждение. Мне хочется сравнить себя с деревом: графика — мои корни, живопись — моя крона».

Живописец и график, Д.Т. Тутунджан — художник широкого диапазона, с равным успехом работавший в разных жанрах,  мастер сюжетно-тематических картин, портретов, натюрмортов, пейзажей, посвященных людям и традициям жизни северной деревни.

Народный художник России с 2004, член-корреспондент РАХ с 2007,  Лауреат премии Вологодского комсомола им. А. Я. Яшина за 1971 год, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2007 год. Член Союза художников России с 1965 года.

На выставке будет представлено более 100 произведений Народного художника России, члена-корреспондента РАХ Д.Т. Тутунджан, созданных в разные периоды творчества. Живописец и график, Джанная Таджатовна Тутунджан — художник широкого диапазона, с равным успехом работавший в разных жанрах, мастер сюжетно-тематических картин, портретов, натюрмортов, пейзажей, посвященных людям и традициям жизни северной деревни. В экспозицию вошли полотна, которые уже стали классикой вологодского изобразительного искусства. Среди них — «Молодая» 1968, «Незабудки» 1969, «Берегиня» 2001, «Братыня» 1995, знаменитая серия рисунков «Разговоры по правде, по совести».

На сайте:
http://culturolog.ru/content/view/4209/31/

Джанна Тутунджан - Чтобы не погасло, 2008

Джанна Тутунджан - Братыня, 1995Джанна Тутунджан - Вольному - воля, 1996Джанна Тутунджан - Молодая, 1968Джанна Тутунджан - Незабудки, 1969Джанна Тутунджан - Гори ясно, 1976Джанна Тутунджан - Страда, 1977

Юрий Пименов

С 8 сентября 2021 г. по 9 января 2022 г. в Новой Третьяковке на Крымском валу (Москва) будет проходить персональная выставка выдающегося художника Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) — советского живописца, графика, художника театра, сценографа и педагога.

Ю.И. Пименов - Утренние покупки, 1951

На выставке будут представлены живопись и графика художника, воспроизведения его несохранившихся работ, книги, мультимедийная инсталляция. В экспозицию войдут около 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии.

Юрий Пименов — выпускник ВХУТЕМАСа, член-учредитель Общества станковистов, Академик и лауреат Государственных премий, создатель стилей и образов советского искусства. Мастер реализовал свой талант в живописи, графике, книжной иллюстрации, театрально-декорационном искусстве, литературных эссе.

Пименов видел свою задачу в том, чтобы запечатлевать современность, «создавать искусство радости и красоты жизни». Главным источником и материалом искусства он полагал «обыкновенное течение жизни» и считал воспоминания душевным багажом человека и капиталом художника. Легкость, «моментальность» его произведений – итог постоянной кропотливой работы, наблюдений, случайных встреч, историй о людских судьбах, простых разговоров, путешествий в разные страны.

Творческая манера художника менялась вместе со временем. Ранний, «остовский» период, отмечен увлечением экспрессионизмом, созданием ярких и динамичных образов. К сожалению, не все работы этого времени сохранились. Чтобы как можно более полно показать этот период, авторы проекта, используя новые экспозиционные ходы и современные технические средства, представляют на выставке несохранившиеся ранние картины художника, а также одно из его монументальных полотен – панно «Физкультурный парад» для международной выставки в Нью-Йорке 1939 года.

Искусство Пименова тридцатых годов следует творческому принципу «прекрасного мгновения». Переосмыслив раннее творчество, художник отдает предпочтение импрессионизму, легкому и артистичному образу-впечатлению. В этот период он начинает разрабатывать одну из своих главных тем - «писать жизнь … любимой Москвы… в вечном росте, в движении». Картина «Новая Москва» становится визитной карточкой искусства 1930-х годов.

Позже Пименов становится одним из создателей поэтики «оттепельного» стиля. Художник, воплощает тему сериями, словно пишет панораму современности. Мимолетные частные ситуации превращаются в отражение событий московской жизни.

Непреходящей любовью Пименова был театр. Больше пятидесяти лет он посвятил созданию театральных декораций, эскизов занавеса и костюмов. Работал и дружил со многими известными режиссерами, отмечавшими, что художественный образ его декораций всегда обогащал режиссерский замысел, а работал Пименов легко и весело.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/4206/31/

Ю.И. Пименов - Ленинград. Стрелка Васильевского острова. Зенитчицы, 1942-1944Ю.И. Пименов - Лирическое новоселье, 1965Ю.И. Пименов - Бегом через улицу, 1963Ю.И. Пименов - Следы шин, 1944Ю.И. Пименов - Новая Москва, 1937Ю.И. Пименов - Гамбург, 1928


Мысль народная. Выставка Аркадия Пластова

В Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых (г. Киров) до 3 октября 2021 г. проходит выставка произведений Аркадия Александровича Пластова «Мысль народная».

Аркадий Пластов - Петр Григорьевич Черняев с граблями,1940

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в семье псаломщика церкви села Прислониха Симбирской губернии.  Дед будущего художника – Григорий Гаврилович - сельский архитектор и иконописец - построил и расписал храм Богоявления Господня в селе Прислониха, где юный Аркадий дал себе клятву быть «живописцем и никем больше».

Следуя семейной традиции, А. Пластов обучался в Симбирском духовном училище, а затем и в семинарии.

В 1912 году Пластов едет в Москву, где занимается в мастерской И. И.  Машкова, а затем обучается на скульптурном отделении Художественно-промышленного училища имени С. Г. Строганова и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился у С. М. Волнухина, Л. О. Пастернака, А. М. Корина, А. М. Васнецова, А.Е. Архипова, А. С. Степанова.

А. Пластов – автор известнейших картин, во многом определивших лицо национального искусства ХХ века. В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы, послевоенный трудовой подъём («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954, «Первый снег», 1946). Также широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна».

Его творчество тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.

На выставке представлено более ста живописных работ мастера, среди которых его известнейшие картины – «Фашист пролетел», «Суббота», «Купание коней», портреты крестьян, а также исторические фотографии из архива семьи художника. Также в экспозицию введены произведения А. Пластова из фондов Вятского художественного музея.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/4200/31/

Аркадий Пластов - Фашист пролетел, 1970-72 гг (из собрания семьи)x-184-sobranie-semi-1.jpgАркадий Пластов - Цветы и мёд, 1937-38Аркадий Пластов - Сентябрьский вечер, 1961Аркадий Пластов - Тая Репина, нач. 1960-х

ВОРОНЕЖ: вдоль и поперёк

До 19 сентября 2021 г. в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского проходит выставка «ВОРОНЕЖ: вдоль и поперёк», представляющая графические произведения с видами Воронежа из собрания музея и из частных коллекций.

В.А. Пресняков - Графический лист из серии «Воронеж», 1967

Сегодня Воронеж – быстро растущий ввысь город-миллионник. Там, где раньше была малоэтажная застройка исторического центра, возвышаются здания, разрушающие целостную форму прошлых столетий. Городская среда незаметно ежедневно влияет на человека. Никто из нас не может игнорировать город: с его шумными потоками машин, многоликой архитектурой, электропроводами… Немногие уже помнят, каким город был несколько десятилетий назад. Выставка дает возможность увидеть, какими были знакомые всем сейчас дома, улицы и переулки в 50-90-е годы XX столетия.

Представленные на выставке виды Воронежа создавались известными художниками-графиками нескольких поколений. Удивительно достоверно передана атмосфера города в цветных линогравюрах 50-х годов Георгия Алексеева и Владимира Преснякова. В 1960-е годы Пресняков создает целую серию черно-белых линогравюр «Воронеж», которые были отпечатаны издательством «Коммуна» с авторских досок. Обращает на себя внимание и масштабная работа Масабиха Ахунова из серии «Воронеж в столетиях» размером почти три метра в ширину, она состоит из нескольких составных частей. Заповедные места Воронежа с уже не существующими старыми зданиями и маленькими улочками нашли свое воплощение в серии акватинт 80-х годов Евгения Пошивалова. Его работы – это своеобразная энциклопедия достопримечательностей Воронежа. Прекрасным образцом офортной техники являются работы Олега Турбина и Геннадия Грищенко, которые показывают нам самые узнаваемые виды города. Запечатлел уже современные виды Воронежа художник-график Денис Булавинцев, чьи работы представлены в технике линогравюр и хранятся в музее.

За годы существования Воронеж сильно изменил свой облик. Выставка демонстрирует, как улицы города преображались с течением времени. Посетители смогут увидеть Воронеж таким, каким его видели художники прошлого столетия и как его облик отразился в работах современных художников.

Выставка посвящена 435-летию города Воронежа и представляет около 40 графических работ, выполненных в разных графических техниках.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/4198/31/

Г.Л. Алексеев -Вход в детский парк, 1959Олег ТурбинЕ.Я. Пошивалов - Дом-музей И.С. Никитина, 1984М.Ф. Ахунов - Воронежу 400 лет, 1985О.А. Турбин -Старый и новый Воронеж, 1957



Сказ об Иване Билибине

До 15 октября 2021 г. в Реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (Москва) проходит выставочный проект, приуроченный к 145-летию художника.

Билибин И.Я. - Эскиз костюма половчанина, 1930

Более 40 экспонатов из собрания Ивангородского музея на протяжении нескольких лет кропотливо восстанавливались 20 специалистами из двух реставрационных мастерских Центра: тканей и графики.

Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов. Помимо узнаваемых памятников «билибинского» стиля — театральных эскизов, книжных иллюстраций, портретов и пейзажей, впервые будет выставлена личная коллекция образцов русского народного костюма Ивана Билибина, собранная им во время этнографических экспедиций по Русскому Северу.

Сферы деятельности Ивана Билибина как художника были удивительно разнообразны. Он выработал свой неповторимый стиль, занимаясь иллюстрированием сказок и создавая эскизы декораций и костюмов для театральных постановок. Занимался он и коммерческой иллюстрацией, создавал на заказ афиши, открытки, эскизы почтовых марок. Именно он был автором изображения двуглавого орла, ставшего гербом Временного правительства, а ныне являющегося эмблемой Центрального банка России. Эмигрировав в 1920 году из охваченной гражданской войной России, Иван Яковлевич готовил эскизы фресок и иконостасов для заграничных православных церквей.

Его творчество оказало сильное влияние на театрально-декорационное и графическое искусство конца XIX — начала XX века. В первую очередь он известен именно своими работами, проникнутыми интересом к историко-мифологической живописи и национальной русской культуре. Творчество Билибина в значительной степени послужило пониманию современниками ее уникальности.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/4194/31/

Билибин И.Я. - Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова, 1934Билибин И.Я. - Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане», 1938Билибин И.Я. - Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, 1933Билибин И.Я. - Эскиз декоративного панно «Персидский мотив», 1925Билибин И.Я. - Эскиз костюма половецкого воина, 1930Билибин И.Я. - Эскиз костюма к пьесе «Стакан воды», 1930Билибин И.Я. - Компьенский лес, 1934

«Форма, цвет, свет, характер…» Д. Н. Кардовский

В Доме-музее П. П. Чистякова (г. Пушкин, Санкт-Петербург) до 28 августа 2021 г. проходит выставка «Форма, цвет, свет, характер…».

Д.Н. Кардовский

Дмитрий Николаевич Кардовский родился 5 сентября 1866 года в дворянской семье в усадьбе Осурово Переславского уезда. В 1892 году, окончив юридический факультет Московского университета, Кардовский поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь его первым учителем стал профессор Павел Петрович Чистяков. И. Э. Грабарь, учившийся вместе с Кардовским, вспоминал, что у Чистякова «ученик приучался к строгому отношению к натуре и привыкал к мысли, что нет ничего легкого, все одинаково трудно, все одинаково интересно, важно и увлекательно». Чистяков учил, что «рисование не есть только развлечение: оно такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать». Несомненно, Д. Н. Кардовский был многим обязан своему учителю. Добросовестное отношение к задаче, глубокое увлечение темой — эти черты художника сформировались и укрепились под влиянием Чистякова.

В 1894 году Дмитрий Кардовский был принят в мастерскую И. Е. Репина. Проучившись в Академии еще два года, в 1896 году он едет в Мюнхен в школу Антона Ажбе, где до 1900 года обучается новым художественным методам. В Петербург Кардовский вернулся сформировавшимся мастером. В 1900–1902 годах он продолжил работу в академической мастерской И. Е. Репина, где Кардовский писал дипломную картину «Самсон и Далила». Репин высоко оценил труд молодого художника и сделал его своим помощником. С 1907 года Кардовский уже руководил собственной живописной мастерской в Императорской Академии художеств. Новейшие художественные идеи начала XX века, царившие в школе Антона Ажбе, нашли свое продолжение в творчестве и преподавательской системе Дмитрия Кардовского. В 1911 году Кардовскому присвоено звание профессора Императорской Академии художеств, и он был избран ее действительным членом. Педагогические принципы, унаследованные художником от Чистякова, Репина и Ажбе, были в дальнейшем переданы его талантливым ученикам, которым Дмитрий Николаевич привил любовь к реалистическому воспроизведению мира.

Помимо станковой живописи Дмитрий Кардовский занимался книжной графикой. В 1902–1903 годах Кардовским создана выдающаяся по своему проникновению в быт «чеховской» России серия иллюстраций к повести «Каштанка». Д. Н. Кардовский обладал феноменальной художественной памятью и исключительной наблюдательностью. По словам И. Э. Грабаря, он «умел передать давно пережитое впечатление, точно восстановить события, обстановку, характер действующих лиц — все до мельчайших подробностей». Дмитрий Кардовский состоял во многих художественных объединениях, работая как учредитель, куратор, организатор и педагог. За семь лет до смерти у художника парализовало левую руку, и он прекратил свою педагогическую деятельность. В 1941–1943 годах он жил в своем доме в Переславле-Залесском, где умер 9 февраля 1943 года.

На выставке представлены работы периода обучения Кардовского в школе А. Ажбе, а также графические работы мастера конца XIX — начала XX века. Произведения были переданы в дар Музею Академии художеств в 1956 году дочерью художника, Екатериной Дмитриевной Кардовской. Большая часть работ экспонируется впервые.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/4189/31/

kardovskii_1.jpgkardovskii_2.jpgkardovskii_3.jpgkardovskii_4.jpg


Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения

В Корпусе Бенуа Русского музея (Санкт-Петербург) до 20 сентября 2021 г. будет проходить выставка "Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения".

Б.М.Кустодиев. Портрет И.Э.Грабаря, 1916

Имя Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) неразрывно связано с серебряным веком русской культуры. Один из ведущих мастеров русского импрессионизма, Грабарь оказал существенное влияние на развитие этого направления в отечественной живописи. Многие его пейзажи и натюрморты стали подлинной классикой искусства России начала ХХ века. Грабарь получил известность также благодаря своим искусствоведческим трудам (первая многотомная история русского искусства, монографии, посвященные Валентину Серову и Исааку Левитану) и созданию научной экспозиции Третьяковской галереи в середине 1910-х годов. Столь же важен его вклад как художника, ученого и организатора в развитие отечественного искусства в советское время. Наряду с пейзажем и натюрмортом Грабарь в 1920-30-е годы активно работает в сфере портрета, где создает ряд значительных произведений (портреты композитора С.С.Прокофьева и музыканта В.Г.Дуловой, «Портрет сына», серия портретов советских ученых).

На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Грабаря, представлено более 100 живописных произведений, выполненных в 1880-е – 1950-е годы. Экспозицию составят произведения из 17 российских музеев, а также частных коллекций обеих российских столиц.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/4183/31/

И. Грабарь. Зимний вечер. 1903И. Грабарь. На озере. 1926И. Грабарь. Автопортрет. 1942И. Грабарь. Дельфиниум. 1908И. Грабарь. Груши на синей скатерти. 1915

Лев Иванович Киль: профессия – военный, призвание – художник

До 12 сентября 2021 г. в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва) проходит выставка «Лев Иванович Киль: профессия – военный, призвание – художник».
Луиджи Марта - Портрет генерал-майора Л. И. Киля. Середина 1840‑х. ЛПортрет генерал-майора Л. И. Киля. Середина 1840‑х.

Выставка из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и 20 крупнейших российских художественных, исторических и литературных музеев, архивов и библиотек, частных коллекций, а также Государственного художественного собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden) посвящена творчеству самобытного и незаурядного художника-акварелиста, профессионального военного, участника наполеоновских войн, генерал-майора Льва Ивановича Киля (1789–1851). Впервые в истории рассеянные по миру работы мастера демонстрируются в едином выставочном пространстве.

В историю искусства Л.И. Киль, ученик Дрезденской академии художеств и почетный член Санкт-Петербургской Академии художеств, вошел, прежде всего, как автор серии офортов «Мундиры Российской Армии» (1815–1820), которая и сегодня считается одним из самых достоверных источников информации о вооруженных силах империи начала XIX столетия. Выполненные по заказу Александра I, эти работы сочетают подлинность документа с высочайшим уровнем художественного исполнения. Оказавшись в ближайшем окружении императора Николая Павловича, Л.И. Киль начал рисовать сцены из повседневной жизни царской семьи. Его акварели украсили личный альбом императрицы Александры Федоровны и коллекцию цесаревича, будущего Александра II. Среди ближайших знакомых Л.И. Киля был и В.А. Жуковский, чей портрет на берегу Женевского озера так же экспонируется на выставке. Кроме того, посетители увидят официальные и неофициальные изображения императоров Александра I и Николая I, великих князей Константина Павловича и Михаила Павловича, высокопоставленных военачальников.  Десятки безымянных солдат и офицеров разных родов войск запечатлены на живописных оригиналах и гравюрах знаменитой военной сюиты Л.И. Киля. Здесь же – портреты популярного композитора Джона Фильда, пианистов С. Тальберга и А. фон Гензельта, балерины Марии Тальони. Одна из жемчужин экспозиции – полное чувственной интимности изображение стоящей на пуантах ножки Тальони, украшенное поэтическим автографом князя П.А. Вяземского.

Батальные сцены, пейзажи, портреты, шаржи и зарисовки Л.И. Киля, впервые собранные в едином выставочном пространстве, дают возможность составить исчерпывающую картину о выдающемся даровании Льва Ивановича Киля – военного по профессии, художника по призванию.
Л. И. Киль - Великий князь Михаил Павлович на прогулке. 1836.Л. И. Киль. - Император Александр I и великий князь Константин Павлович на прогулке. 1843. kil6.jpgЛ. И. Киль. -Унтер-офицер Гусарского полка. 1816. Л. И. Киль - Штаб- и обер-офицеры Гренадерского полка. 1815