Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Экономика студенческой жизни

Автор: kir_degtyarev

16 сентября 2011 года президент России встречался со студентами. О содержании встречи сообщает ряд информагентств (http://www.vz.ru/politics/2011/9/16/522924.html , http://top.rbc.ru/society/16/09/2011/615941.shtml , http://top.rbc.ru/society/16/09/2011/615941.shtml ).

Кое-что президент рассказал нынешним студентам о жизни советского студента на своём примере. Им это, вероятно, было интересно, а тем, кто был студентом примерно тогда же, когда и Медведев - в 1980-е, немного странно.

Мы действительно "страна с непредсказуемым прошлым". Для уточнения полученной от Дмитрия Анатольевича информации хотелось бы посоветовать слушавшим его студентам обратиться к своим родителям и старшим братьям.

Несколько особенно удививших пунктов кратко отмечу:

- утверждение, что 50 рублей стипендии, которую получал Медведев, были прямо-таки мизерной суммой, достаточной лишь для того, чтобы девушку в кафе сводить - это к тому, что не надо нынешним студентам жаловаться на маленькую стипендию, она, дескать, всегда была маленькой;
- что нельзя было подрабатывать во время учёбы на факультете, для дополнительного заработка надо было непременно идти в дворники или грузчики;
- что проблем с работой и жильём в те времена у студентов было больше, чем сейчас.
Медведев учился в ЛГУ, я - в МГУ. Наверно, если какая-то разница в условиях была, то несущественная. Стипендия - пусть даже не 50 рублей в месяц - для хорошо учащихся студентов, а 40 - обычная.

Не знаю, как в ЛГУ, а в МГУ можно было пообедать за 60 копеек. Так что, если перевести покупательную способность стидендии в обеды, получится 40 руб./60 коп. = 66.
Теперь - сколько раз можно пообедать на нынешнюю стипендию. Она сейчас 1-1,5 тыс. рублей (пусть будет 1500), а пообедать сейчас (в последнее время довольно часто бываю в стенах "альма-матер") так, как раньше можно было за 60 коп., можно рублей за 100.

Итак, 1500/100 = 15.

В 1980-е на стипендию можно было пообедать 66 раз, в 2011-м - 15 раз. Так что покупательная способность упала студенческой стипендии упала более, чем в 4 раза.

Сравним также по такому существенному показателю, как цены на проезд. Метро - 5 копеек тогда и 29 рублей сейчас. Тогда стипендия была равна 800 поездок на метро, сейчас - 52. Разница уже в 16 (!) раз не в пользу нынешнего уровня.
Рублей за 20 (половина стипендии) можно было доехать, скажем, от Москвы до Сочи. Сейчас это минимум 2000-2500 рублей, т.е. почти две стипендии. Тоже 3-4-кратный разрыв.
Есть ещё плата за общежитие - для иногородних студентов. Тогда - меньше 3 рублей (менее 10% стипендии), сейчас - порядка нескольких сотен, т.е. уже сопоставимая со стипендией величина.

При этом, мы ещё не сказали главного. Говорить о стипендии вообще есть смысл, если обучение бесплатно. Так вот, в те времена оно было полностью бесплатным, а сейчас количество "бюджетных" мест в вузах сокращается. При том, что всего мест в этих же вузах больше не становится.

Насчёт возможности устроиться подрабатывать по специальности, на факультете - как раз в советские времена это было возможно без проблем. Не говоря уже о том, что летом, на производственной практике (которая студентам была гарантирована), можно было заработать уже вполне реальные деньги - несколько сотен рублей в месяц. А что с этим сейчас?

И трудоустройство в целом. В те времена было распределение - по этому поводу ворчали (конечно, безработица тогда не воспринималось, как нечто реальное и возможное), а сейчас - я сомневаюсь, что многие студенты откажутся от гарантированного трудоустройства на три года сразу со студенческой скамьи.

Наверно, есть смысл прекратить на этом краткий экскурс в недавнюю историю. Уверен, что Дмитрий Анатольевич не занимался сознательным введением студентов в заблуждение, не лгал им заведомо.

Скорее всего, он просто вспомнил свои ощущения тогда. Конечно, стипендии не хватало, а когда вообще денег хватает и больше не надо? И вообще, тогда нам казалось плохо, это ощущение доминировало у многих, и свои ощущения Медведев просто излил на аудиторию. А положение нынешнего студента ему, видимо, не очень знакомо, так что корректного сравнения он провести не смог, да и вообще такую цель не ставил.

Здесь, скорее, иллюстрация к недавно вышедшей книге С.Г. Кара-Мурзы "Кризисное обществоведение", к разделам, относящимся к потере способности к рефлексии, соизмерению и рациональному мышлению в целом.

Но главное во всей этой истории - не разлад с цифрами и фактами, а общий смысл послания, - как сейчас говорят, "мессиджа", Медведева студентам.
Он в том, что никто им помогать не будет, выкручивайтесь, ребята, сами, как хотите, и поодиночке.
Медведев сказал:

«Скажу вам в конце один секрет: на 90% это (успех) зависит от вас. И только на 10% – от тех условий, в которых вы живете. Это абсолютная правда»

Само по себе это утверждение мало что значит, всё зависит от контекста. Чаще всего подобное говорится, например, человеку отчаявшемуся, впавшему в унылое брюзжание и склонному в своих неудачах винить внешние обстоятельства. И тогда эта фраза, что называется, имеет воспитательное значение.

Но в данном случае Медведев говорил не с каким-то одним брюзгой и иждивенцем, а, вроде бы, обсуждал с представителями социального слоя - студенчества, их жизненные перспективы, именно как социального слоя и поколения.

И здесь "успех на 90% зависит от вас" в общем контексте, и произносящегося на встрече, и происходящего в стране, выглядит как дешёвое и лицемерное менторство. Или, напротив, как честное и откровенное предложение идти в ... (в общем, куда там Полонский посылал тех, у кого нет миллиарда?).

Это значит, что за "условия, в которых мы живём", за трудоустройство и уровень оплаты труда молодых специалистов государство готово отвечать на эти самые 10%, не более. Причём неважно, откуда, от каких стартовых условий будут отсчитываться эти 10%.

Фраза, таким образом сформулированная, претендует на универсальность. И значит, что она, по мнению её произнесшего, должна быть верна не только для России, но и, допустим, для Конго. И Медведев, в принципе, мог бы сказать то же самое конголезской молодёжи - на 90%, ребята, ваш успех зависит от вас.

Конечно, ему незачем говорить это конголезцам, но ведь никто не обещает, что Россия не упадёт и до уровня Конго. Но и тогда он будет говорить, что 90% успеха зависит от индивидуальных усилий.
И, может быть, он прав. Если его правильно понять, и если он сам себя, в принципе, понимает.

Что такое "успех"? Тоже понятие широкое. Но тут, очевидно, речь совсем не о том, что можно быть счастливым и в убогой лачуге, и даже в тюрьме. А о также универсальном денежном эквиваленте успеха. Скажем, уровень дохода не ниже нынешнего среднего европейского. Тогда и в Европе, и в России, и в Конго успех можно понимать одинаково. Но, дело в том, что формулы успеха будут разными.

В менее благополучной части мира - да, можно сказать, что тоже на 90% успех человека в каждом отдельном случае зависит от него. Только для достижения этого успеха ему с куда большей вероятностью придётся делать ряд вещей, без которых на Западе можно обойтись - вовсю попирать нормы права и морали, наконец, просто уехать на Запад и достичь успеха там. Тогда конечно - каждый отдельно взятый, теоретически, может.
Но дело в том, что целое не равно сумме частей.

Если ради достижения успеха многие будут творить беззаконие, а многие - просто покинут страну, что будет с самою страной?

И другая сторона - 90% означают, условно говоря, и то, что если все люди будут прикладывать достаточные усилия к достижению успеха, то 90% из них его добьются. Но ведь такого количества мест просто нет! Ни на Западе, ни, тем более, у нас.

Поясню с помощью простого примера. Есть лодка, в ней 10 мест. Но на место в лодке претендует 100 человек. Да, каждый из этих 100 может занять место в лодке. Но, кто бы именно это место ни занял, их будет не более 10, а 90 окажутся за бортом.

Эти стороны успеха - соотношение личного успеха с общим, просто не рассматриваются. И это тоже характерно для нашего времени.

И никто с теми же студентами не говорит о том, "что же будет с Родиной и с нами". С НАМИ, со всеми. И как НАМ, вместе, поднять нас же, нашу страну. Может быть, решили, что они об этом не думают?
Всё - только о личном успехе каждого, и ничего - об успехе всех. Если Медведев "делится секретом" своего успеха - надо полагать, он имеет в виду: "Смотрите, ребята, каждый из вас может стать президентом. Я же стал". Примечательно, что совсем недавно президент ещё кое-что предложил в том же духе, только ещё эффектнее - олигархам-миллиардерам преподавать в школах, рассказать о своих историях успеха (http://www.newizv.ru/lenta/2011-08-31/150487-medvedev-sdelaet-oligarhov-shkolnymi-uchiteljami.html ).

Неужели он (точнее, "они" - это же целая система) и правда не понимает? Или понимает, но думает, что студенты и школьники не понимают? Если так, то зря, они не дурачки. Во многих отношениях, благодаря горькому опыту последней четверти века, в которой они выросли - умнее тех, кто был студентами в 1980-е.
Tags: История, Образование, Россия, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment