Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Христианское и светское понимание прогресса

Автор
Дзема А.И., к.ф.н, МГЭИ (Новороссийский филиал)
  





Прогресс переводится с латинского как «продвижение», то есть поступательное движение. Именно так рассматривалась история на протяжении многих столетий. Сегодня понятие прогресса в социальных науках утратило статус общепринятого взгляда на общественное развитие. То, почему это произошло, мы обсудим в нашей статье. 


Идею прогресса дало человечеству христианство. Языческий мир воспринимал все процессы, в том числе и общественную жизнь, циклически. Любая жизнь, с точки зрения язычника, подчинена круговороту, закономерному вращению. В космосе вращаются небесные сферы, на Земле чередуются времена года, день и ночь, в растительном и животном мире рождение следует за смертью, а смерть за рождением. И в человеческом общежитии все сменяется по принципу «вечного возвращения».


Образ змея, кусающего себя за хвост (символ, известный как Уроборос) олицетворял представление древних язычников об истории, а также о вселенной в целом как самодовлеющей, самооплодотворяющейся реальности. Движение по замкнутому кольцу нельзя назвать продвижением, поскольку здесь нет ни начала, ни конца, каждый шаг вперед оказывается шагом назад, к предшествующему ранее состоянию. Будущее это прошлое, а прошлое – это будущее. Стало быть, все движется и вместе с тем никуда не движется.


 картина Явление Христа народу художника Александра Иванова 

  Александр Иванов, "Явление Христа народу", 1837-1857


Христианство разрубило этот круг, утверждая тварность мира и его прямую зависимость от трансцендентного Творца. Раз мир был сотворен, он имеет начало и будет иметь конец. Самое ценное во Вселенной – это человек, и самое важное с христианской точки зрения – то, что с человеком происходит от начала времен до их конца. Понятно, что история теперь представляет прямой отрезок. Движение по этому отрезку будет движением вперед, к тому, чего никогда не было и что никогда уже не повторится, то есть прогрессом. У прогресса есть конечная цель и смысл – преодолеть отделенность человека от Бога, впервые возникшую с грехопадением.    


Мысль о том, что каждый момент приносит нечто уникальное, новое и неповторимое не следует путать с установкой «модерна», проникшей в понятие прогресса только в Новое время. Модерн преклоняется перед новизной, для него новое всегда лучше старого, инновация лучше традиции. Такая оптимистическая оценка резко контрастирует с трагическим христианским восприятием истории. В нескольких словах, различие между оптимизмом и трагизмом следующее: первый считает все благое естественными и ожидаемыми плодами развития цивилизации, а второй утверждает, что победа высшего Добра, Истина и Красоты достигается через сознательную жертву, страдание, неповиновение падшему «естественному» бытию. Центральное событие прогресса – искупительная жертва Христа. Поэтому и продвижение к Богу возможно только через жертвенность.



Таким образом, в христианской идее прогресса можно выделить два аспекта: во-первых, «падший путь», воспринимаемый большинством как нормальный, на который подтолкнул Адама и Еву змей-искуситель, и уводящий человека от Бога; во-вторых, «сверхъестественный путь», указанный Иисусом Христом. Эти два противоположных, антагонистический аспекта образуют внутреннюю напряженность, динамизм и трагичность прогресса. Воззрение это было выражено Блаженным Августином в учении о двух градах – «граде земном» и «граде Божием». Религиозный смысл истории в борьбе двух «градов». Цель «земного града» – счастье и благополучие человека на земле, цель «града Божьего» – спасение, то есть избавление от болезни греха.


ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>
Tags: Исследования, Религия и атеизм, Социум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments