Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Закон об образовании готовят к одобрению на августовских педсоветах


Минобрнауки  выработало нехитрую методологию: публично обсуждать значимые вещи в августе, когда многие находятся в отпусках. И вообще лето - внимание ослаблено. Второй манипулятивный приём - обсуждать одно, а выводы из обсуждения соотносить совсем с другим.

Вот и в этом году августовский педсовет будет посвящён обсуждению Закона об образовании. Но обсуждать будут не сам закон (окончательной редакции текста не публиковалось), а некоторые документы о законе.

Естественно, на педагогов будет оказываться административное давление. А потом положительный отзыв с обсуждаемых документов перенесут на сам Закон, и скажут: педагоги с ним согласились...

При этом, альтернативы, естественно не предполагается. Фурсенко надо протащить именно этот закон....

Ниже публикуем материал, распространённый Всероссийским родительским собранием.

 

            После завершения проведенного по поручению Президента РФ Медведева Д. А. общественного обсуждения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» вместо ожидаемой новой версии законопроекта в регионы поступили три документа Министерства образования и науки РФ:

·           «Рекомендации по обсуждению положений проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» в рамках педагогических совещаний (август 2011 г.)»,

·            «О проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»

·            «Федеральный закон "Об образовании в РФ: замыслы, мифы и реальность"».

 

            Ниже публикуются основные положения этих документов и краткие комментарии к ним (в скобках). В документе ««О проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» изложены «наиболее значительные новеллы» законопроекта. Среди них:

·           Упразднение начального профессионального образования (Министерство игнорирует всеобщее неприятие данной «новеллы» и настойчиво проталкивает ее в законодательство)

·           Учреждения НПО и СПО переходят в статус профессиональных образовательных организаций (создается возможность соучредительства и приватизации)

·           Повышение квалификации педагогов за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет (права и обязанности работодателя регулируются другими законодательными актами, что может привести к коллапсу в системе повышения квалификации)

·           Досрочное назначение трудовой пенсии по старости (возраст перехода на пенсию не указан)

·           Уровень заработной платы педагогических работников будет не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики данного субъекта РФ (источники финансирования не указаны, регионы могут пойти на сокращение числа образовательных организаций и введение платных образовательных услуг)

·           Предлагается осуществлять подготовку по части профессий НПО в рамках системы СПО («часть» может быть большая и меньшая, такая неопределенность, скорее всего, маскирует «новеллу» упразднения НПО)

·           Вместо названий «Техникум» и «Колледж» наименование образовательной организации будет определяться «в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа» (очевидная неопределенность формулировки).

 

            В Рекомендациях по обсуждению положений проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Минобрнауки РФ пишет:

·           особенно важно подготовить позиции по внесению изменений в подзаконные нормативные правовые акты (закон еще не принят, по итогам двух общественных обсуждений на него, по существу, наложено общенародное «вето», а Министерство считает «особенно важным» готовить подзаконные акты)

·           и академии, и образовательные учреждения начального профессионального образования будут продолжать реализовывать образовательные программы, только, возможно, называться они будут иначе (явная нестыковка с предыдущим документом: какие программы будут реализовывать учреждения НПО, если НПО как уровень образования упраздняется ?)

·           изучить материалы как второй, так и третьей — доработанной по результатам общественного обсуждения — версий законопроекта (осуществляется явный подлог: в Государственную Думу будет вноситься новая версия, а на августовских совещаниях рекомендуется изучить и одобрить старые версии)

·           школьники ... должны получить возможность выбирать учебные курсы в самом образовательном учреждении при использовании модульных технологий обучения (но ведь школа называется общеобразовательной, дающей общие и равные знания выпускникам как их стартовый интеллектуальный капитал)

·           СПО будет включать в себя и программы подготовки высококвалифицированных рабочих, и программы обучения специалистов среднего звена («подготовка» и «обучение» не тождественны «образованию». В стране появляется слой тружеников, не получающих образования, их социальный статус и карьерная перспектива, а значит, права человека на образование будут ограничены, что противоречит Конституции РФ).

 

            В конце Рекомендаций дается «Примерный перечень групп для обсуждения наиболее значимых для данного региона направлений законодательного обеспечения системы образования». В их числе: «Слабая привлекательность начального профессионального образования, нехватка квалифицированных рабочих» (Министерство изначально ориентирует участников августовских совещаний на «слабую привлекательность» НПО, хотя в регионах есть противоположные примеры и точки зрения; кроме того, где же тогда будет восполняться «нехватка квалифицированных рабочих»?)

 

            В документе «Федеральный закон "Об образовании в РФ: замыслы, мифы и реальность"» Министерство пытается разъяснить вызвавшие   наибольшую   дискуссию   положения   законопроекта. В частности:

·           вновь предлагается «Примерная тематика групп», не совпадающая с «Примерным перечнем групп», предложенных в Рекомендациях (остается надеяться, что регионы сумеют сами определить «тематику групп»)

·           предлагается перечень «Острых вопросов» для обсуждения (которые полностью расходятся с «Наиболее значимыми направлениями», сформулированными в Рекомендациях)

·           Мифом №1 названо заблуждение о том, что «образование станет платным». В качестве доказательства (голословного!) указано: «Все гарантии сохранены» и тут же добавлено главное: «их необоснованное расширение — отказ от других социальных гарантий» (таким образом, на самом деле, мифом становится указанное в Статье 73 законопроекта обеспечение «приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества»)

·           Мифом №2 названа «ликвидация НПО», потому что «подготовка высококвалифицированных рабочих (НПО) будет осуществляться в СПО» (хорошо, что Министерство вынуждено отказаться от имеющейся в прежних версиях формулы «ускоренной подготовки», но так и не ясно, будет ли это «подготовка» или «образование» и понимают ли в Министерстве, что это разные понятия).

Подобным образом словесного доказательства в разосланных Минобрнауки РФ документах опровергаются и другие «мифы», порожденные законопроектом.

 

            Из состоявшихся в ходе общественного обсуждения парламентских слушаний в Государственной Думе и Совете Федерации, проведенной по инициативе Российского Союза ректоров научно-практической конференции, слушаний в Общественной палате Министерство делает вывод: «Законопроект необходим» (вывод верный, но не имеющий отношения к предлагаемому тексту законопроекта и его «новеллам», которые в своем большинстве отвергнуты в ходе общественного обсуждения. Нелишне напомнить, что существует альтернативный законопроект, подготовленный депутатом О.Н.Смолиным)

            В предлагаемых Минобрнаки РФ материалах для обсуждения на августовских педагогических совещаниях содержатся недвусмысленные намеки на то, что «Концепция и техническое задание на подготовку проекта федерального закона утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 1 июня 2009 года». Приведены и слова Президента РФ Д.А. Медведева: «Концепция согласована со мной, как Президентом». (Однако, данные напоминания адресованы в большей степени губернаторам и исполнительной власти регионов. Поэтому можно ожидать прямого административного давления на участников августовских совещаний и принуждения их к одобрению не существующего и не увиденного ими законопроекта. Но, это уже вопрос совести каждого участника совещания).
___________________________________

Напоминаем, что в качестве альтернативы Закону об образования предлагается рассматривать 
Кодекс об образовании

Призываем всех заинтересованных граждан способстовать продвижению Кодекса и протестовать против протаскивания  проекта Закона об образовании, лоббируемого Минобрнаукой.
Tags: Война с прометеями, Образование, Родительское движение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments