Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Обнадёживающий провал

С постановки «Гамлета», которую привёз в Пермь на гастроли театр Николая Коляды, большинство зрителей просто ушло. Н.Коляда пишет в своём блоге:

«На "Гамлете" из зала в 200 мест во время спектакля и в антракте ушло 150 человек. В финале в зале сидело 50 человек. Выходить из зала пачками начали через десять минут после начала спектакля.»

Картина французского художника Эжена Делакруа Гамлет и Гораций на кладбище 
Эжен Делакруа, "Гамлет и Гораций на кладбище", 1839

А вот авторское объяснение, почему это произошло:

«Наверное, мы сами виноваты. Надо было привезти какую-нибудь комедию.

Но, надо сказать, городок этот - мама дорогая. Культурная столица, ага. Не буду ничего рассказывать ни про нравы внутри театра, ни про то, что на улицах происходит, в гостинице, в магазинах. Туши свет. Мрак полный.
Дико депрессивный город.

Бог с ними: пусть перекрашивают собаку в енота, строят коммунизм в отдельной взятом городском поселке - мне какое дело.»

А вот восторженная критика описывает сам спектакль:

«Гамлет» начинается с громкой музыки и общего танца: все герои размазывают круги черного и красного грима вокруг глаз, натягивают вязаные беретки-растаманки и крутятся, шлепая босыми ногами и высунув языки. Все - мужчины и женщины - в черных вытянутых трениках и коротких плюшевых юбках поверх, все в ошейниках с поводками. Не поймешь, что за чучела, прямо-таки помоечный кордебалет.

Действие этого «Гамлета» протекает буквально на помойке, где коренастый, изрисованный татуировками Клавдий с железным колючим ошейником-парфорсом вместо короны на голове, - местный царек. А гадкий, гугнявый народец с вечно высунутыми языками - его подданные. Тут мертвецов засыпают пустыми консервными банками и засохшими свиными голяшками с копытами, а для украшения ставят кучу дешевых репродукций Джоконд. Тут в роли Тени отца Гамлета выходит сам Коляда с белыми крылышками и меховым нимбом и то издевательски хнычет, то страшно орет. Тут толстуха в черном - Гертруда - носит как маску волосатую кабанью голову. Тут такая же чумазая как и все, юная Офелия, играет  с маленькой железной клеткой, в которой висит удавленником тряпичная кукла. И тут финальный поединок Гамлета с Лаэртом - это кружение двоих, схвативших друг друга за ошейники.»

Видимо, дремучая, «депрессивная» Пермь купилась на название. Люди пришли посмотреть классику. А их завели на помойку, каковых и в обыденной жизни хватает с избытком. Театральная практика последнего времени обычно сводится к соревнованию, кто «прочитает» классический текст более экстравагантным образом, какой режиссёр выставит себя, любимого более ярко. Это называется «осовременить» пьесу. Любители подобной кухни ещё не перевелись, не случайно Коляда удивляется провалу. В других городах, где, видимо, лучше знают, что от него ожидать, того же «Гамлета» принимали иначе. Но радует, что остались (или уже снова образовались) люди, которые хотели бы видеть именно Шескпира, а не измышления на заданную сюжетную тему. Настоящий прецедент фиксирует наличие спроса на настоящее.

Tags: Искусство, Практика выживания
Subscribe

  • Ценности русского консерватизма

    Авторы: М. А. Арефьев, И. Д. Осипов Можно выделить следующие основные ценности русского консерватизма: Во-первых, это отстаивание…

  • Свобода личности или свобода индивида?

    Автор Михель Гофман Постиндустриальное общество уничтожило понятие нищеты и предоставило множество свобод. Каждому предоставляется огромное…

  • Остывающее человечество

    Автор: Кирилл Дегтярев Обозначим главные мировые тенденции, оформившиеся в течение второй половины ХХ века и продолжающиеся в наше время. И,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments