Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Образовательный кодекс - попытка спасти российское образование. Обращение к Президенту


Президенту

Российской Федерации

Медведеву Д. А.

 

 

103132, Москва

Ул. Ильинка д. 23, под. 11

 

 

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

Главная задача Российской средней школы была, есть и будет – дать учащимся фундаментальный багаж знаний, умений, навыков и подготовить к самостоятельной жизни молодое поколение, способное взять на себя ответственность за будущее России. Если Российская система образования до разрушительных реформ была лидером международного образовательного уровня и гарантировала реализацию творческих сил каждому ребенку, то сегодня ситуация с будущим российских школьников стала непредсказуемой и бесперспективной.

Действующий ныне «Закон об образовании» был признан в 1992 году международной организацией ЮНЕСКО одним из лучших правовых актов в мире. Образование не догма, и, как живой организм, должно органично корректироваться в соответствии с социально-экономическими условиями развития государства. Без учета этого уровень образования, как правило, снижается.

К сожалению, попытки адекватного и своевременного реформирования Российского образования не достигли целей и привели к ухудшению и разрушению нашего когда-то признанного международным сообществом уровня образования.

Необходимость срочного исправления данного положения стала очевидна в начале XXI века.

Для сохранения достижений Российского образования, придания ему импульсов поступательного развития с включением в него принципов механизма модернизации, с последующим вхождением в мировую образовательную среду, в 2001 году началась работа над базовым правовым актом нового поколения — «Кодексом Российской Федерации об образовании».

Кодексовая форма правовых актов в законодательстве России зарекомендовала себя как наиболее успешная и эффективная, прошедшая проверку временем и принятая на уровне государственно-общественных взаимоотношений. Это и Семейный кодекс, и Налоговый, и Уголовный, и др.

Кодекс призван возглавить систему законодательства об образовании, объединить и систематизировать юридические нормы разных отраслей права, не вступая в противоречие с идеологией и концепциями различных федеральных законов и законодательных актов.

Разработанный «Кодекс Российской Федерации об образовании» создает правовые условия и закрепляет механизмы для решения судьбоносных задач, стоящих перед системой образования на современном этапе путем:

1.     Обеспечения устойчивых связей Российского образования и общества посредством:

- повышения прозрачности деятельности учебных заведений (установление публичной отчетности образовательных учреждений - ежегодный публичный доклад школы, вуза), а также муниципальных и региональных образовательных систем;

- развития различных форм взаимодействия с институтами гражданского общества в целях прозрачности и открытости ведения образовательной политики и деятельности (попечительские советы, родительские комитеты, шефство, общественная экспертиза, качество подготовки и др.);

- развития форм взаимодействия государства, общества и бизнеса в целях обсуждения и принятия ФГОС, определения перспективных потребностей рынка труда в кадрах средней, средней специальной и высшей квалификации в увязке с профессиональными стандартами, введения профессионального экзамена, и др.;

2.     Повышения доступности образования для граждан России, в особенности для детей из многодетных и малообеспеченных семей, жителей сельской местности и малых городов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (государственная поддержка образовательного кредитования, новая адресная система стипендиального обеспечения, требования к условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.);

3.     Повышения качества и конкурентоспособности Российского образования, в первую очередь посредством укрепления социального статуса педагогических работников, усиления интеграционных связей образования, науки и инновационно-ориентированного производства.

Проект «Кодекса РФ об образовании», как научно обоснованный документ, начал разрабатываться авторским коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора В. М. Сырых, в который вошли видные ученые, юристы, педагоги, психологи Москвы, Екатеринбурга и других регионов нашей страны. В дальнейшем проект «Кодекса РФ об образовании» обсуждался в профессиональном сообществе на конференциях и круглых столах различных уровней.

Кодекс как правовой акт имеет более десятка признаков специфической формы закона. К самым важным относятся:

Во-первых, это форма закона, содержащего нормы, наиболее полно и комплексно регулирующие достаточно большой круг общественных отношений, относящихся к определенной сфере общественной жизни.

Во-вторых, это наибольшая стабильность и доминирующее положение в данной отрасли права, что является определяющим и принципиальным.

В-третьих, это требования единообразного регулирования правовых взаимоотношений как на уровне Российской Федерации, так и субъектов РФ.

В-четвертых, это прямое действие принципов и норм права, закрепленных в кодексе без каких-либо других передаточных звеньев, регулирующих соответствующие отношения между субъектами права.

Данные признаки кодекса характеризуют устоявшуюся и принятую обществом форму закона, как имеющую особое значение для упорядочения взаимоотношений в государственно-общественной жизнедеятельности, в которой эти взаимодействия приобрели устойчивый и однозначный характер. Именно кодекс способствует обеспечению такого характера связей в правовом поле государства и общества.

Так уж сложилось в российском менталитете, что кодекс обладает культурно-психологическим свойством и воспринимается обществом, как особо важный и авторитетный закон,  например УК.

Необходимость соблюдения норм и положений кодекса обладает большей степенью уважения и исполнения по отношению к другим законам и  уж тем более подзаконным актам. Всем известен уголовный или семейный кодекс. Кодекс уже сам по себе дисциплинирует как самих граждан, так и управленческие структуры, исполнительные органы на повышенную степень исполнения предписаний кодекса.

Уже не будет той чехарды и вольности во внесении бессчетного числа поправок в законы об образовании, как это мы наблюдаем сегодня. В этом показательно безосновательное исключение Конституционной нормы из закона о финансировании бесплатного образования учащихся в негосударственных школах.

1 февраля 2011 года завершился двухмесячный срок, отведенный для всенародного обсуждения проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Но такой срок для всенародного обсуждения явно недостаточен.

Все гражданское общество страны, прежде всего, основные участники отношений в сфере образования – учащиеся, их родители, научно-педагогические работники, являются самыми заинтересованными в принятии наиболее качественного правового акта, регулирующего образовательные отношения в Российской Федерации.

Именно, поэтому обсуждение проекта законодательного акта должно быть продолжено на самом широком уровне с соблюдением конституционного права граждан участие в дальнейшей судьбе Российского образования.

В каждой ступени образования – дошкольной, средней, профессиональной, довузовской, вузовской, художественной, дополнительной есть своя специфика; которая при учете всех нюансов делает конструкцию законопроекта все более громоздкой. Учитывая структуру, логику и понятийный аппарат всей системы образования, педагогическое сообщество пришло к мнению, что законодательный акт, который будет определять будущее развитие Российского образования, должен быть в форме Кодекса образования.

Не вдаваясь в подробности научно-методологического подхода к разработке «Кодекса Российской Федерации об образовании» и формирования необходимого пакета документов, можно констатировать, что к 2008 году это был лучший проект правового акта, касающийся Российского образования, готовый к открытому обсуждению в гражданском обществе.

Равноправное обсуждение Кодекса об образовании – исторически назревшая и научно обоснованная необходимость, которая должна быть представлена и обсуждена всем Российским обществом, а не похоронена по воле руководства Минобрнауки.

«Кодекс Российской Федерации об образовании», как готовый и доработанный научный проект правового акта, необходимого обществу и государству, по непонятным причинам был проигнорирован, а на обсуждение выдвинут совершенно иной проект ВШЭ. В ходе его обсуждений о нем говорилось как о документе, составленном из курсовых проектов студентов. Гражданскому обществу никто не дал вразумительных разъяснений, почему именно данный вариант лёг в основу законопроекта, неизвестно откуда взявшийся, сделанный на скорую руку и за деньги налогоплательщиков, призванный определить судьбу Российского образования.

Почему при принятии решения о вынесении на обсуждение законопроекта ВШЭ не было проведено никакого конкурса или тендера? Как и следовало ожидать, при первом же обсуждении данный проект не выдержал никакой научной критики и получил множество претензий от специалистов и представителей родительской общественности. Через несколько месяцев обсуждения нам предложили наскоро переписанный другой вариант законопроекта ВШЭ, а после массовой критики общественности и третью версию всё того же сырого «студенческого» проекта.  Народная мудрость гласит: «От худого дерева - хорошее яблоко не родится».

Здравый смысл говорит о возможном наличии коррупционной составляющей вокруг всей этой чехарды с упорным проталкиванием «студенческого» законопроекта об образовании ВШЭ. На современном сленге это звучит, как схема «распила» бюджетных денег и увода их за границу.

Основанием для подобных подозрений служат известные в прошлом манипуляции с сомнительными проектами ВШЭ. Показательной является всем известная ситуация с перераспределением средств, предназначенных на насущные нужды Российского образования,  включая  капитальные ремонты школ. Около 1,8 триллиона рублей было переведено на сомнительные «Прочие нужды» под срочно созданную ФЦП «развития информационной среды 2001-2005 гг.», которую разработала ВШЭ.

Сходная срочность та же, что и сейчас с проектом ФЗ «Об образовании».

Схема уже была отработана Минобрнауки РФ. Согласно Приказу № 89 от 11.01.2001 года был объявлен открытый конкурс на поставку компьютерной техники в школы. Контроль за проведением конкурса осуществляло Минэкономразвития, руководимое в то время Грефом и замом Набиуллиной, а заключение об успешности конкурса давал «Институт госзакупок» Высшей школы экономики, руководимой ее супругом Кузьминовым.

В итоге, по оценкам международных исследований SITES-2006, 70% российских школ так и остались без компьютеров. И только к 2010 году удалось оснастить школы интернетом и необходимым оборудованием, но с привлечением дополнительных и немалых средств из карманов налогоплательщиков. До сих пор непонятно: куда же подевались выделенные ранее миллиарды денег налогоплательщиков?

Ну и последним фактом в показательном ряду проектов ВШЭ являются обоснованные ли затраты денег налогоплательщиков на разработку закона, позволяющего чиновникам, как «добросовестным заказчикам», заключать госконтракты на триллионы бюджетных денег в результате "конкурентных переговоров", позволяющих учитывать и личный интерес «добросовестных заказчиков»?! Всей стране известна эпопея с томографами. По оценкам экспертов и просто здравого смысла, этот проект закона семейной четы Кузьминова-Набиуллиной «О контрактной системе» только подхлестнет непредсказуемо и без того широкомасштабную коррупцию в стране, которая может стать формой управления государством.

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, родительская общественность России предлагает и настаивает на решении вопроса о вынесении проекта пакета документов «Кодекса Российской Федерации об образовании» в редакции 2007-2008 года на всенародное обсуждение на равноправных и равнозначных условиях с третьим вариантом законопроекта ВШЭ как в информационном, так и финансовом обеспечении.

Родительская общественность, поддерживая государственную политику РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, готова оказать всевозможную помощь в широкомасштабном обсуждении проекта нормативного документа, судьбоносного для Российского образования.

Государственно-общественный характер управления Российским образованием гарантирован Российским законодательством, и родители готовы данную гарантию воплощать в жизнь.

_________________________

Общероссийское родительское движение просит подписать данное письмо и направить его Президенту самостоятельно (количество писем является значимым фактором).

Президенту РФ Медведеву Д. А.
103132 г. Москва,  ул. Ильинка д.23, подъезд 11


Блог Д. Медведева: http://blog.kremlin.ru/themes/

Электронная приёмная: http://letters.kremlin.ru/

Tags: Образование, Родительское движение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments