Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Стоит ли Православной Церкви высказываться о многоженстве, и если да, то как?


Глава  Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин выступил с инициативой изменить герб Российской Федерации, введя в него полумесяц. Вместе с этим он поддержал идею многоженства.

Выступление главы ЦДУМ прокомментировал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он высказался против изменения герба. А поскольку в связке шло и многожёнство, то коснулся и этой темы.

картина художника-ориенталиста Фредерика Артура Бриджмена В серале 

Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928), "В серале"

 

Вот что он сказал (цитирование - по Интерфакс-Религия):  российская исламская община «имеет право на то, чтобы поддерживать свой традиционный образ жизни, который, как известно, включает в себя многоженство. Мы знаем, что оно де-факто в России есть, как было де-факто в Советском Союзе и было признано в Российской империи».

 

В этом случае возникает определённая правовая коллизия, «но мудрость любого многонационального государства всегда состояла как раз в том, чтобы поддерживать в обществе многоукладность и не пытаться ломать через колено традиционный образ жизни того или иного народа, той или иной религиозной общины».

 

 «Впрочем, для православного христианина идеалом брака всегда был и останется союз между одним мужчиной и одной женщиной. Таков выбор религиозного большинства нашего общества, и об этом выборе всегда нужно помнить при всем признании существующих традиционных исключений».

 

После поддержки Православной Церкви со стороны ЦДУМ в деле борьбы за нравственность (см. http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=606&Itemid=20) было бы неприлично полностью зарубить их инициативу, поэтому отец Всеволод оказался в сложной ситуации. В итоге важность сохранения герба перевесила, и его высказывание по многожёнству оказалось предельно мягким.

 

Между тем, хотя герб и является символом государственной преемственности, нет никакой беды в его изменении, если это действительно необходимо. Вероятно, от просьбы мусульман не стоило так вот сразу отмахиваться. Если мы считаем, что Россия - это наш общий дом, то, вероятно, и символика этого дома должна как-то это учитывать.

 

А вот ситуация с многожёнством более однозначная. Является ли многожёнство потаканием блудному греху с точки зрения православного мировоззрения? Безусловно. Так получилось, что традиционный образ жизни многих народов связан с этим грехом. Увы, таково наше человеческое несовершенство. Человеку сложно не грешить. Но если у нас есть чёткое представление о том, что Бог - един, то и нравственный кодекс - один для всех.

 

Это не означает, что признание многожёнства миром  Ислама делает невозможным наш диалог с ним. И уж тем более нет поводов для конфликта. Но мы должны чётко понимать - что есть традиции нравственные, а есть безнравственные. Есть  Божья правда, которая - больше традиций. И отношения с этой правдой у разных народов могут быть сложные. А в формулировке отца Всеволода получается, что Божьей правды нет, а есть правда национальная. В мире Ислама одна традиция, у нас - другая. И все хороши, просто каждая - для своего народа... В результате Бог растворяется в истории... И этим заканчивается Христианство... В этой перспективе оно - лишь одна из традиций...

 

Это на уровне государства может быть лояльное отношение к многоженству исламских народов. Представитель государства мог бы сказать так, как сказал Чаплин. Но представитель Церкви - нет.

 


Tags: Религия и атеизм, Социум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments