Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Татуировка - история, семантика, психология


На первый взгляд татуировка прекрасно вписывается в стилистику современной, лоскутковой культуры. Всё включается в единый контекст, делается одна общая болтанка, некий вселенский микс. Искусство объемлет всё и всё является искусством. Почему же человеческое тело должно оставаться в стороне? Через татуировку тело становится креативно-эстетической средой, своего рода перекрестком, где сходятся и накладываются друг на друга природный фактор (само данное человеку тело), интересы телообладателя (инициатора татуировки) и художника, делающего татуировку.  С помощью тату  человек полностью окультуривает свою ближайшую среду.

Действительно, мы же выстраиваем и декорируем своё жилище по нашему вкусу. Природная среда, это жилище окружающее, также не минует руки человека. В каком-то смысле тело тоже – окружающая среда. И если раньше европеец прятал своё тело, потому что помнил стыд, усвоенный с христианской традицией - это укрывание тела и было культурным его освоением, - то теперь стыд забыт и тело обнажено. Одежда больше не справляется с функцией «окультурования» телесного, её всё меньше, и вот тут на сцену выходит татуировка. Она и дополняет одежду и конфликтует с ней, более того - на фундаментальном семантическом уровне она уравнивает одежду и тело, что полностью устраивает современного человека, исповедующего идеологию «сотвори себе мир, какой тебе нравится».

Однако само явление тату отнюдь не исчерпывается этой функцией. Татуировка пришла к нам из совсем другого культурного контекста и её изначальная семантика по-прежнему актуальна. Для того чтобы полностью представлять себе все последствия усвоения татуажа современной культурой, надо провести более основательный и глубокий анализ.


          Происхождение слова. 

           В современном русском языке слово «татуировка» означает нанесение на тело рисунков путём введения под кожу красящих веществ. Корень «тату» - интернациональный; это один из немногих случаев заимствования из полинезийских языков ведущими языками мира. Кроме тату широко известны табу и мана,  однако в этих двух случаях речь идёт лишь о терминах, обозначающих своеобразные понятия чуждого Европе мировоззрения, тогда как в случае татуировки мы имеем дело с явлением, инкорпорированным в комплекс современной европейской культуры.

           Tattoo английского языка, откуда этот корень, видимо, и был заимствован русским, восходит к  полинезийским формам -  tatau таитянского или ta-tu маркезианского языков. Исходный смысл слов – «рана», «знак», - показательно, что эти смыслы, весьма различные на наш, европейский взгляд, так сближены в полинезийской культуре, что находятся в смысловом поле одного слова. 

           Слово «тату» как и слово «табу» в Европу привёз капитан Джеймс Кук. Это не было чистой филологией или, скажем, там этнографией. Кук представил изумлённой Европе жителя Полинезии, расписанного татуировкой в соответствии с традицией своей родины. На эту живую диковинку хотелось посмотреть многим, в результате информационный выплеск получился довольно мощным – понятие стало известным широкому кругу лиц.


            Истоки явления.

            Когда появилась татуировка? На этот вопрос ответить сложно, потому как для этого необходимо иметь сохранившуюся человеческую кожу, а тело человеческое, как известно, подвержено тлению. Египетская техника мумифицирования позволила исследователям обнаружить татуировку на теле мумий, таким образом, можно считать установленным, что технике татуировки более 4-х тысяч лет. В 1991 г. в альпийских льдах были обнаружены останки человека, получившего у учёных имя Отци (его ещё называют «ледяным человеком»).  Лёд тоже позволил коже сохраниться, и опять-таки обнаружена татуировка. Возраст Отци определяют в более чем 5 тысяч лет.

            Видимо, татуировка явление древнее и сопутствует человеку чуть ли не всю его культурную историю.  Ареал распространения татуировок предельно широк. О конкретных исторических примерах будет сказано ниже. Цель татуировки везде одна – нанесение на тело неких неотторжимых знаков, а вот смысл знаков уже может быть различным.


            Техники татуировки.

            Известны три техники нанесения татуировки. Самая простая и потому самая древняя представляет собой нацарапывание рисунка на теле.  Потом в эти ранки втирается краситель, и так создаётся узор. Подобную технику применяли на территории современного Ирака, она использовалась индейцами Южной Америки.

            Впрочем, втирание краски – это необязательная, дополнительная опция. Рисунок может быть сохранён рубцами затянувшихся ран. Такое нанесение рисунков рубцами называется скарификацией, оно распространено у народов с тёмным оттенком кожи. Это понятно, татуировать тёмную кожу бессмысленно, рисунка видно не будет. Однако, по-видимому, скарификация первична по отношению к татуировке, поскольку более примитивна. Легко представить, что и светлокожие народы пользовались рубцеванием, пока не открыли для себя возможность нанесения цветных рисунков. Не скарификацию ли запретил Бог еврейскому священству: «объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им:… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем (Лев. 21, 1-5)»? Запрещалось то, что явно имело распространение среди народов, которые окружали евреев.

            Следующая техника предполагает использование иглы и нити. Окрашенная в чёрный цвет (обычно сажей) нить из сухожилия зверя протягивалась иглой под кожей, и так создавался рисунок. Такая татуировка представлена в Северо-Восточной Сибири и у эскимосов Северной Америки. Рисунки получались угловатыми и примитивными.

            Поэтому наибольшее распространение получила третья техника – накалывание рисунка иглами. Использовались металлические иглы, рыбьи кости, куски острых костей животных,  древесные щепки твёрдых пород, обломки раковин. Точечная организация рисунка позволяла создавать татуировку любой сложности, в некоторых культурах использовались разные пигменты, в результате рисунок получался многоцветным.

            Близко к татуировке стоит практика раскрашивания тела. На ум сразу приходит боевая раскраска индейцев, хотя ею это явление отнюдь не исчерпывается. Однако у татуировки семантическая нагрузка выше – раскраска смывается, а татуировка – это навсегда (по крайней мере – в традиционной культуре). Плюс татуировка сопровождается болью. Это своего рода жертва собою, посвящение своего тела, нечто окончательное и глубинное.


                Изначальная семантика.

            Смысл татуировки прежде всего заключается в подтверждении статуса. Не случайно в некоторых культурах татуирование входило в комплекс обрядов инициализации. Так, у австралийских аборигенов в качестве инициализации выступали опрыскивание кровью и татуировка. Боль при татуировке считалась необходимым жизненным испытанием. Девочка, не перетерпевшая боль при нанесении татуировки, став женщиной, не будет способна к деторождению, которое тоже сопровождается болью. Аналогично, мальчик не сможет быть хорошим воином. Таким образом, татуировка становится пропуском к нормальной жизни, а человек без татуировки не воспринимается в качестве полноценного человека.

            Но татуировка не только подчёркивала обретение статуса  полноценного члена социума, она ещё и визуализировала этот статус. В мире, не знавшем документов, татуировка была своеобразным удостоверением личности. В татуировке отражалась племенная принадлежность, имущественное положение, социальный ранг, родословная. Татуировка позволяла закодировать всё, что данное общество могло посчитать необходимым для идентификации личности. Немецкий этнограф Юлиус Липе (1895-1950) рассказывает следующую историю (цитируется по книге Хельмута Ханке «На семи морях. Моряк, смерть и дьявол. Хроника старины»): «один европейский художник написал портрет старого маори. Это была очень удачная картина. Однако когда портрет показали самому новозеландцу, тот спросил, кто на нем изображен. Художник воспринял этот вопрос как шутку, но маори взял кисть и нарисовал на свободной стороне холста полосы и крендели татуировки своего лица. Когда он закончил, то стал поучать европейца: «Вот так я выгляжу, а твоя мазня бессмысленна».

            Маори – коренное население Новой Зеландии – делало на лице маскообразные татуировки моко (moko), именно о такой маске-моко идёт речь в рассказе этнографа. Моко совмещала в себе постоянную боевую раскраску, знаки воинской доблести и общественного положения его обладателя. Если у погибшего воина на лице была  маска  моко, он удостаивался высшей почести – его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы воинов, лишённых моко, оставляли без погребения.

            Когда европейцы освоили Новую Зеландию, привезя туда помимо всего прочего бумажный документооборот, и туземцам пришлось подписывать официальные бумаги, в качестве подписи они старательно изображали моко. 

            Ненадлежащая татуировка наказывалась смертью. Такая татуировка была самозванством, а всякое пренебрежение социальными устоями традиционное общество воспринимало как страшное преступление.

            Однако «юридическое» значение татуировки - отнюдь не главное. По сути, оно лишь производная от сакральной значимости. Система координат, описывающая мир древнего человека, обязательно имела и духовную составляющую. Земное состояние человека определялось его взаимоотношениями с миром духов. И та приписка к роду-племени и социальной страте, которую визуализировала татуировка, не могла состояться без подключения мира духов.

            Обращение к духам и составляет основу основ смысла татуировки. Через изображение на теле (сакральные знаки) человек призывает духа в свою жизнь. 

            Магия механистична. Достаточно произнести правильное заклинание, чтобы заставить потусторонний мир работать на тебя. Татуировка – это заклинание в краске: правильно выполненная, она должна обеспечить «благословение» того или иного духа, вне зависимости от его желания. 

            Н
о духам нужны жертвы. Боль при татуировке и есть необходимая жертва.

            Если же посмотреть на эту связь человека и духа с другой стороны, то татуировку можно считать своего рода клятвой верности. Человек посвящает себя духу. Во многих культурах  сложилось не очень серьёзное отношение к слову. Слова несложно переменить. Обмануть словом легко. А вот сделанная татуировка сопутствует человеку всю жизнь. Через татуировку дух получает себе человека навсегда – и пока он носит своё  бренное тело на земле, и после смерти – поскольку, по верованиям многих народов, духовное тело полностью повторяет тело физическое. Стало быть, татуировка переходит  с человеком и в вечность.

            С духами связано и активно практиковавшееся  использование татуировки в медицинских целях. Накалывание на больное место образа или знака того или иного божества – магическое действие, обязывающее божество помочь больному.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Tags: Антикультура, Культурные символы эпохи, Символическая действительность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments