Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

С чего начинался новый порядок

Автор: Михель Гофман

Протестантская Реформация была первой в истории Европы истинной революцией, она повернула направление развития цивилизации на 180 градусов, изменила основы миропонимания всех населявших Европу народов. Все последовавшие революции были лишь продолжением и развитием фундаментальных идей той эпохи.

«Дайте людям хлеб насущный, а потом спрашивайте их о духовной жизни» – таков был основной постулат Просвещения, наследницы протестантской Реформации.

Материалистическое мировоззрение прививалось наукой, которую Просвещение превратило в новую форму религии.

В 19-ом веке, веке Прогресса, наука превратилась в движущую силу индустриального общества. Она создала новые, эффективные методы производства и эффективные методы контроля работников, и их результатом стало огромное материальное богатство. Лидером внедрения нового, научного подхода к производству были США.

Ленин писал в 1918-ом году «...(необходимо) внедрить научную американскую систему по всей России. ...Производительность труда –  это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Главное для нас научная организация труда и контроль».

Ленин, говоря о научной американской системе, имел в виду систему, созданную Генри Фордом, который по своим политическим взглядам был социалистом. Форд строил дома для рабочих, ясли и школы для детей. Создавались вечерние школы и курсы повышения квалификации. Рабочие получали займы на покупку домов от администрации завода, а не от банков, и с меньшими, чем в банках процентами, и имели право на покупку автомашин своей компании по сниженным ценам. Работники заводов Форда зависели от своего работодателя не только экономически. Салуны, кинотеатры, центры развлечений в районе Детройта контролировались Фордом. Охрана заводов Форда из 5000 человек следила не только за порядком на производстве, но и за частной жизнью работников. Это была попытка “построить социализм в одной отдельно взятой компании”, недаром империю Форда называли “фордовский социализм”.

henry_ford_at_edisons_home_in_ft._myers_florida_1914.png

Генри Форд, 1914

Форд формулировал идеи Нового Порядка не в политических, а в экономических терминах: «социальные изменения должны прийти не в результате политической революции, а в процессе экономической эволюции. Культура производства машины должна стать культурой жизни – это наше всеобщее будущее, и лидером на этом пути будут Соединенные Штаты».

Эту культуру общества-машины впоследствии стали называть “корпоративным социализмом”, когда государство начинает сливаться с корпорациями в одну систему. Бенито Муссолини называл эту систему фашизмом: «фашизм можно назвать корпоратизмом, потому что это слияние государства и власти корпораций».

Форд видел в корпоративной системе будущее и оказывал огромную финансовую и техническую помощь первопроходцам, начавших строить корпоративный социализм в других странах –Германии и Советскому Союзу. Противостояние цивилизованного мира Новому Порядку в Германии и России не отменяло того факта, что все страны, каждая по-своему, строили свою версию общества–машины, в котором, как говорил поэт революции Маяковский, «владыкой мира будет труд».

Американский юрист, побывавший в Советском Союзе в 1931 году: «Условия жизни здесь напоминает мне состояние дел дома. Тот же энтузиазм, то же желание добиться успехов в индустрии, та же энергия и увлеченность делом. Параллель существует также в мобилизации патриотических чувств и общественной активности».

Страны, строившие Новый Порядок, различались в своей практике, но идеологические постулаты, которые они провозглашали, во многом совпадали. Так Бернард Шоу отмечал: «Сталинская конституция выглядит так, как будто она написана Томасом Пэйном (один из творцов Американской конституции)». Различия же в практике реализации Нового Порядка были связаны с различными историческими традициями, культурой и самосознанием народов этих стран.

Особенно трудные задачи стояли перед большевиками – нужно было изменить отрицательное отношение к труду, которое шло от многовекового российского опыта: труд сам по себе не приносил ощутимых результатов. Необходимостью стало воспитание нового отношения к экономике и труду. Советский лозунг «труд – дело чести и доблести» был парафразой основной идеи протестантизма «труд – служение Богу», что было глубоко чуждо русскому сознанию, воспитанному на православной идее: «труд - проклятие человеку за его грехи».

Нужно было научить людей работать, воспитать новое отношение к труду, и для этого был необходим не только репрессивный, но и огромный пропагандистский аппарат. По инициативе Ленина в начале двадцатых годов был создан ЦИТ – Центральный институт труда. Советское руководство страны начало кампанию по воспитанию новых этических категорий: рабочая дисциплина, аскетизм в поведении и желаниях. Широко дискуссировалась также необходимость новой науки антропотехники – науки о создании, конструировании нового человека. На Западе она получила другое название – социальная инженерия.

Качества, которыми должен был обладать “Новый советский человек” почти полностью совпадали с протестантской этикой труда и аскетической жизни, но они не давали тех результатов, как в Соединенных Штатах, где они естественно приводили к наглядному улучшению условий жизни.

Американская пропаганда, в отличие от пропаганды большевиков, не призывала к самопожертвованию во имя высоких целей, она действовала от обратного: «думай только о себе, о своем личном благополучии, и этим ты увеличишь свое богатство и богатство всего общества».


Полный текст на сайте:
https://culturolog.ru/content/view/3885/62/

Tags: История, США, Сценарии нашей жизни, Ценности, Человек, Этика
Subscribe

  • Социальные функции Церкви

    Церковь есть корабль спасения. Спасение же – цель христианской жизни, поэтому христиане держатся за Церковь. Она находится в самой серёдке…

  • Игрушечная экспансия

    Различные политические события часто сопровождаются комментариями о том, что Россия является мировой державой, успешно защищающей свои…

  • Как мы потеряли здоровье

    У американского писателя-фантаста Альфреда Бестера есть рассказ «Феномен исчезновения». Будучи довольно прямолинейной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments