Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Понимание культуры через её отрицание (вандализм)

Автор: Ю.В. Рождественский 
Вопрос о культуре очень труден, тем более что все мы живем в культуре, и все в ней как в воде плаваем. И поэтому понять, в чем мы плаваем, где и когда довольно сложно. И поэтому непросто обойтись тем, что представляет собой культура, тем более что она образуется постоянно, а с другой стороны, мы постоянно ей пользуемся, а с третьей – мы постоянно совершаем некультурные поступки и делаем какие-то некультурные вещи. И на сегодня вопрос о культуре очень остр потому, что мы прекрасно чувствуем, что степень развитости культуры народа, степень его культурной обустроенности материальной культуры составляет какое-то ядро нашей жизни. Представление и точное представление о том, что такое культура и как с ней обойтись есть цель жизни, поскольку это то, что длится от становления людей, от, так сказать, позднего палеолита и до наших дней, что составляет историческое единство человечества. А разобраться в том, какую вещь отнести к культуре, а какую – нет, какие формы коммуникации суть форма культурная, а какие – нет - предмет довольно непростой. И поэтому мы с вами, может быть, постараемся как-то подойти к делу с отрицательной стороны, с того, что не представляет собой культуру заведомо, что осуждается как то, что культуру разрушает или, так сказать то, что относится к вандализму (это как раз антидействие, направленное на разрушение культуры).

Это слово известное. Происходит от германского народа вандалов, нашедших на Рим и разгромивших его, разрушивших многие памятники. И поэтому слово вандализм обычно обозначает те явления и действия, которые относятся к тому, чтобы разрушить культуру, чтобы прервать историческую линию хода развития людей. Бывает вандализм, так сказать, чисто вандального типа, когда некие предметы, созданные человечеством, начинают разрушать. Например, взрыв храма Христа Спасителя – это типичный вандализм. Был построен великолепный храм, замечательные художники и скульпторы его расписывали. Он был святыней, поскольку он, как известно, поставлен в ознаменование освобождения России от двунадесяти языков. Значит, это тоже вандализм. Просто как разрушение символа, что очень неприятно. Кроме того, это и разрушение веры. Все-таки религия и религиозные тексты – это тоже культура, хотя, так сказать, не просто культура. Если мы обращаемся к понятию простого вандализма, то это то, когда что-то разоряют. Это когда у нас в подъезде молодые люди, а может и девицы, составляют интересные граффити с непристойным содержанием. Но есть вандализм более тонкий и более современный - это, прежде всего, вандализм информативный.

Вандализм, когда человек лишается возможности доступа к культурной исторической информации. Это бывает тогда, когда, например, у библиотеки утрачен каталог. И поэтому найти книгу очень трудно. Это бывает тогда, когда каталоги несовершенны. Значит, когда книгу украдут, это вандализм первого рода, германский вандализм. Если же каталог разрушат или сделают его недоступным, или он будет плохо составлен, или он не будет отражать систему знаний, то вот тогда это будет вандализм информативный. Он в наше время особенно опасен потому, что очень много есть информационных систем. Сейчас система информационного поиска как некой ядерной картинки всех систем, когда сама структура этой самой системы, тезаурус, то есть словарь, на основании которого он построен, и сама информация, заключенная в этой системе, оказывается не систематической, или просто смещенной по своему содержанию. И вот такой вандализм особенно опасен. Сейчас, учитывая то, что культурно-значимая информация является частью глобальных информационных сетей. А глобальные информационные сети – это управление человечеством. А культурное управление приносит, к сожалению, печальный результат. Вот такой вид вандализма.

Есть и третий вид вандализма – это вандализм образовательный. Это когда содержание образования не согласуется или плохо отвечает реальному содержанию знания, умения, так сказать, то есть всему тому, чему должен быть обучен человек, вступающий в жизнь, вступающий в деятельность, явление довольно частое, поскольку образование, к сожалению, подвержено политической моде, и причем всегда было подвержено. Это не только новость нашего времени. Недавно я посмотрел буквари на русском языке, начиная от Кариона Истомина, и оказалось, что, начиная от него буквари, были всегда остро идеологическим текстом в разные времена. В этой связи, общая картина значимости букв и значимости азбуки, как средство кодификации, средство устроения знания о мире, оно оказалось как бы смещенным в ту или иную сторону. Вообще по букварям очень хорошо отслеживать такой остро идеологический текст, причем примитивный. Такие примитивные идеологические тексты можно исследовать по букварям. Следовательно, несвоевременные факторы влияли на содержание той глубокой культуры, которая скрыта в буквах алфавита, которая скрыта в последовательности этих букв, и значит в упорядочении и организации самой культуры.

Вот три рода вандализма. И уже из этого можно видеть, что культура отличается, во-первых, тем, что она передается через образование, не вся, конечно, но ключи к культуре; через образование передается некоторая основа. Во-вторых, культура систематична, потому что в процессе культуропользования нельзя портить каталогов, а нужно делать их как можно основательными. И, в-третьих, нельзя разрушать материальные объекты, в которых содержится эта самая культурная информация. Вот поэтому мы можем видеть, что культура отличается следующими свойствами: передаваемостью, систематичностью, представленностью на некоторых материальных объектах.
Полный текст на сайте: http://culturolog.ru/content/view/3684/6/

Tags: #вандализм, #варварство, #культура, #культурология, #понятиекультуры, #теориякультуры, #философиякультуры, Культура, Культурология, Теория культуры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments