Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Михаил Нестеров: Я хотел бы, чтобы художников было поменьше, да сортом получше



Михаил Нестеров На горах

ПИСЬМО М.В. НЕСТЕРОВА К А.П. МЕЛЬНИКОВУ ОТ 09.11.1911

Многоуважаемый Андрей Павлович!

На днях, вернувшись из-за границы, я получил Ваше письмо, переслали мне из Киева в Москву, где я живу уже второй год, заканчиваю в настоящее время роспись храма, сооружаемого Вел. Кн. Елизаветой Федоровной при Марфо-Мариинской обители Милосердия. В ответ на письмо Ваше я скажу следующее: ни на каких выставках последних лет я не участвую, ни в каких обществах, устраивающих выставки, я не состою и теперь, более, чем когда-либо, склонен думать, что выставки  – далеко не всегда полезная вещь. Они должны быть строго подобраны, как в художественном отношении, так и в идейном: они отнюдь не «зрелище» как теперь часто мы видим. Подходя к делу с такими требованиями, я, конечно, первый не должен нарушать их, а вещь, упомянутая в Вашем письме – «Умирающий Перов» – совершенно не сохранилась в моей памяти, и одно лишь я помню: это то, что все работы мои того периода при самом блеске помысла и заданиях, были более чем слабы, полагаю и «Перов» не есть исключение. Словом, не помня вещи, я ни в каком случае не хотел бы, чтобы она появилась на Вашей выставке, хотя бы как работа «ученическая».

Я уверен, что Вы не откажетесь согласиться со мной, и вещь не появится на публичное осуждение нижегородцев.

Других картин у меня нет, так как с самой выставки моей 1907 года я был занят работами для вышеупомянутой церкви и ничего постороннего не писал. Что касается учреждения в Нижнем Школы живописи, то и на этот предмет у меня сложилось мнение весьма пессимистическое. Мне, вопреки распространенному мнению, думается, что обилие провинциальных школ у нас не повысило уровня художествен. образования, ни, тем более, не поставило эти школы во главе кустарного дела, ни дало делу этому разумной «художественной» опоры, и, как верно Вы высказались, немало внесло в здоровое народное творчество, хотя бы и примитивно выраженное, пошлого, дешевого, потребного лишь как «мода» и притом на дурной вкус, местами развратило и убило окончательно то милое, своеобразное, а потому особенно ценное, что выработала народная фантазия, не дав даже лучшей технике (на что бы вправе общество и Государство затрачивать  немало денег) рассчитывать как на результаты не только талантливости, но и добросовестного и осмысленного  изучения «способов» работы, что так высоко поставлено на западе.

Вы, может быть, спросите, почему у нас все не так, как у людей? Прежде всего потому, что мы славяне да еще и русские… Мы не любим «учиться» и с пеленок желаем «творить», хотя бы творчество это и было пакостное, безвкусное и не любопытное не для кого, кроме как самих да людей еще с более пониженным вкусом, чем у нас.

>Люди же даровитые, художественно воспитанные и искренне любящие прикладное искусство хороших образов (люди эти пока весьма редкие), конечно, стремятся устроиться в столицах, и трудно их за это упрекать. Они, устроившись при столичных школах, оставляют там свои силы и знания, работая и учась.

В провинции же в огромном большинстве едут или гонимые нуждой, или неудачники и те развязные молодые люди, от которых проходу теперь нет, которые десятками фабрикуются строгановским училищем – и эти «учители» вытравят все ценное, что осталось у старых кустарей прекрасного.

А кустарям этим и нужно-то немного: иметь перед глазами «высокие образцы». И пока таких образцов-примеров не будет под руками (хотя бы кустарных музеев) и не будут их учить сознательно и точно копировать – дешевое «творчество», хотя бы и премированное «школой», будет царствовать у нас.

Словом, людей тем воспитывать не умеют даже в столичных академиях и школах, имея под боком дивные музеи и лучшие образцы.

Я хотел бы, чтобы художников было поменьше, да сортом получше. Надо пожелать, чтобы существующие рассадники художества взглянули бы на дело менее равнодушно и менее варварски. Пусть дадут нам толковых учителей, а тогда можно будет поговорить и о новых школах, в том числе и в Нижнем Новгороде. Иначе будет лишь беспредел, трата денег и лишнее разочарование. Искренне желаю Вам всего лучшего и остаюсь уважающий Вас

                                  Мих. Нестеров.          1911.  19 ноября. Москва.

Tags: Искусство, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments