Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Благословенные богоборцы

Автор: Михаил Хворостов
Обратимся к текстам Ветхого и Нового Завета, и в первую очередь к книге Иова.

Рассказанная в книге история начинается с того, что к Господу приходят Сыны Божии, посреди которых есть сатана. Сатана предлагает Богу испытать праведного Иова, почти безупречного и безгрешного в своем образе жизни. Бог дает сатане такое право, и на Иова обрушиваются несчастья – гибнут все дети, уничтожается имущество, над ним смеются и его унижают нечестивцы, одолевают язвы, и даже во сне ему нет покоя от кошмаров. И вот к Иову приходят друзья, и пытаются его по-своему утешить – говорят о том, что Промысел Творца сокрыт от твари, что грешники рано или поздно получат воздаяние, а добродетельные и смиренные награду. Иов же произносит в ответ дерзостные речи, обращая их не столько к друзьям, сколько к самому Господу. Мученик молит о смерти, высказывает несогласие с тем, как устроено творение Божие (“Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих” – Иов.12:6); и даже дерзает состязаться с Богом в правоте (“Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом” – Иов.13:3.; “О, если бы человек мог иметь состязание с Богом , как сын человеческий с ближним своим!” – Иов.16:21). Наконец сам Господь является к Иову и дает ему ответы, которых тот так чает. Однако гневом Всевышний преисполняется отнюдь не к дерзкому наглецу, желавшему с ним состязаться, а к его друзьям (“Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.” – Иов.42:7; “Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов” – Иов.42:8)

Для Иова богоборчество было отчаянной попыткой богопознания. Ему претила роль твари, живущей одним лишь страхом и слепым почтением перед Творцом - он чаял близости и понимания с Создателем, совсем других отношений, нежели те, что предлагали ему принять его друзья. Поэтому в своих речах он ищет Любви и Милосердия Божьего, в то время как друзья обращаются к одному лишь страху, не взыскующему ни понимания, ни единения с божественным. Желание состязаться с Всевышним для Иова – это желание понять Всевышнего (“О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!” – Иов.23:3).

Друзья же праведного мученика довольствуются своей отстраненностью и непониманием по отношению к Богу, ложным смирением. Являющийся в конце книги, юный Елиуй исступленно настаивает на недосягаемости и непостижимости Всевышнего и его Промысла. Исходя из такого отношения, неудивительно, что Бог не замечает его вовсе в разговоре с Иовом.

Сам спор Иова с друзьями также был одним из испытаний, суть которого праведник верно разгадал, обращаясь к друзьям (“А они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы” – Иов.17:12.; “Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите” – Иов.13:10). Именно борьбы с собой, с попущенной Богом несправедливостью, ждал Господь от Иова, а вовсе не “теплохладного” благочестия.

“Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”, - поняв Бога, Иов раскаивается и отрекается от дерзких речей. В ином случае его раскаяние было бы притворным и походило бы на то идолопоклонство перед непонятыми истинами, которое продемонстрировали его оппоненты в споре.

Иной пример благословенного противления Богу отражен в жизни патриарха Иакова. Еще до момента своего рождения, в утробе матери, он вступил в борьбу со своим старшим братом Исавом, тем самым бросая вызов божественному предопределению, по которому он родился младшим. Оспаривая старшинство Исава, он не побоялся противостоять и собственному отцу – Исааку.

Своеобразным апофеозом его богоборческого пути становится непосредственное столкновение с самим Богом, который вступает с ним в схватку во время ночного бдения. Их поединок длится до зари, пока всемогущий Господь, удовлетворенный его рвением, не признает в нем победителя. Иаков отпускает Бога, когда тот дарует ему благословение.

О том, что этот поединок не был иллюзией, пускай и божественного характера, а был реальной и опасной схваткой, говорит то, что Бог повредил бедро Иакова («…и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.» Быт.32:25) и травма осталась с богоборцем - (“И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.» - Быт.32:31).

“Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.” (Быт. 32:30) – дерзновение Иакова открыло ему возможность богопознания.

Богоборчество также демонстрирует фарисей Савл, будущий апостол Павел, непосредственно вовлеченный и участвующий в преследовании христиан: («…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» - Деян. 26:10)

Тем не менее, именно с ним Господь вступает в разговор: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?», а впоследствии, когда Савл раскаивается в былых деяниях и внемлет повелениям Бога, именует его “Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми” (Деян. 9:15).
Полный текст на сайте: http://culturolog.ru/content/view/3519/84/
Tags: Религия и атеизм
Subscribe

  • Грех как онтологическая девиация

    Автор: Андрей Анисин Люди имеют много разногласий, что считать Истиной, но значимость самой Истины, как гносеологической ценности…

  • Религия труда

    Автор: Михель Гофман Протестантизм поставил под сомнение идеи Нового Завета и призывал вернуться к первоисточнику, к Ветхому Завету, в котором…

  • Ответственность за ближних перед Богом

    прот. Думитру Станилоэ 1. Среди человеческих субъектов не существует ни одного, позиция которого была бы постоянно главной. Каждый человек…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments