Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Британская гравюра XVIII—XIX веков

Продолжаем знакомить посетителей сайта с возможностями электронного доступа к музейным коллекциям. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) представляет свою коллекцию британской гравюры.

БАРЛОУ, ТОМАС ОЛДЭМ / BARLOW, THOMAS OLDHAM ПОРТРЕТ ЧАРЛЗА ДИККЕНСА 1862

В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится второе по величине в России собрание британской графики. Коллекция эстампов насчитывает более десяти тысяч произведений, хронологически охватывает период с конца XVII века до середины 70-х годов XX столетия. Ее лучший раздел – гравюра XVIII века. Почти семь тысяч хорошо сохранившихся оттисков — бесценное свидетельство давно ушедшей эпохи, источник знаний о культуре Соединенного Королевства. Печатная графика XIX столетия в коллекции Музея представлена со значительно меньшей полнотой и богатством.

Электронный вариант коллекции (каталог) включает 750 гравюр XVIII—XIX веков, созданных английскими, шотландскими и ирландскими художниками.

Основу каталога составляет наследие двухсот пятидесяти мастеров гравюры, в том числе таких знаменитых, как Уильям Хогарт, Джон Рафаэль Смит, Уильям Уорд, Томас Роулендсон и Джеймс Уистлер. Наряду с отдельными листами в каталог включены популярные сатирические и пейзажные серии, композиции, посвященные спорту и охоте. Электронное издание отличается многообразием и сложностью своего состава. Помимо известных, часто экспонируемых на выставках произведений в нем сосредоточено множество замечательных памятников, которые публикуются впервые. Прежде всего, это уникальные альбомы гравюр «Древности Великобритании», «Крики Лондона» и «Алфавит». Следует также отметить анималистические композиции Томаса Ландсира, Джона Фредерика Льюиса и Джорджа Таунли Стаббса.

Каталог достаточно полно и последовательно отражает основные этапы развития британского эстампа.

Первая половина XVIII столетия представлена работами выдающихся английских портретистов Джона Смита I и Исаака Беккетта, морально-нравственными сериями Уильяма Хогарта; вторая половина века — гравюрами различных жанров и направлений, возникших в это время и полюбившихся жителям Великобритании. Пейзажи Уильяма Вуллетта, портреты Валентина Грина, композиции на мифологические и религиозные сюжеты Франческо Бартолоцци, городские виды Томаса Молтона Младшего — образец технического и художественного совершенства. В этих произведениях переплелись традиции и новаторские решения, эффектная декоративность и строгая классичность форм.

Вторая половина XVIII столетия — время расцвета британской художественной печати. В этот период складываются национальные графические школы, отмечается рост издательской деятельности. Развитие эстетического вкуса помогает британским граверам отказаться от пассивного копирования произведений европейских мастеров и обрести свой неповторимый стиль.

Художники первой половины XIX века не раз обращались к опыту своих предшественников. Они экспериментировали с цветной печатью, смешивали техники гравирования. Из большого числа произведений, созданных в начале столетия, особенно выделяются портреты Томаса Олдэма Барлоу и Уильяма Геллера, жанровые композиции Джона Бернета и сатирические литографии Джона Дойла. Гравюры этих мастеров в достаточном объеме присутствуют в коллекции музея.

Особое место в электронном каталоге отводится авторскому эстампу второй половины XIX столетия, признанными мастерами которого по праву считаются Джеймс Уистлер, Фрэнсис Сеймур Хейден и Уильям Странг. Работая преимущественно в офорте, художники создали целый ряд графических листов, ставших шедеврами мирового искусства.

Посмотреть электронный каталог>>>

АРНУ, ЛУИ ЖЮЛЬ / ARNOUT, LOUIS JULES ВИД НА СОМЕРСЕТ-ХАУС В ЛОНДОНЕ 1847–1856БАРНАРД, УИЛЬЯМ / BARNARD, WILLIAM КРЕСТЬЯНСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ, ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОПАВШЕГО ЯГНЕНКА 1802


Tags: Гравюра, Искусство
Subscribe

  • Следуя за сердцем

    С 19 по 31 октября 2021 г. в Галерее классической фотографии (Москва) пройдёт персональная выставка фотографа Елены Карнеевой «Следуя…

  • По дороге в бессмертие…

    До 21 января 2022 г. в музее-мастерской С.С. Косенкова (Белгород) проходит юбилейная выставка «По дороге в бессмертие …»,…

  • Исаак Левитан и его современники

    До 14 ноября 2021 г. в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко проходит выставка из фондов Русского музея…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments