Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Выставка «Охотник за изразцами»

В Петропавловской крепости, в Музее архитектурной керамики (Санкт-Петербург) с 24 декабря 2019 г. по 14 апреля 2019 г. будет проходить выставка «Охотник за изразцами».

Охотник за изразцами

Выставка посвящена мало знакомому петербургскому зрителю материалу — архитектурной художественной керамике XV — первой половины XVII века, важного и интересного периода в истории отечественного зодчества, когда на Руси формировалась традиция использования новых видов декора, а в интерьер и быт вошли изразцовые печи. Речь идет о терракотовых фризах, практически неотличимых от белокаменной резьбы, а также о первых опытах русских зодчих по введению цвета в декоративное убранство фасадов, о «красных» печных изразцах и изразцах муравленых, украшавших не только печи, но и фасады Москвы, Костромы, Углича, Ярославля и целого ряда других городов.

Лишь малое число памятников архитектуры этого периода сохранили свое первоначальное керамическое убранство. Церкви перестраивали, а в ХХ столетии — варварски разрушали. Печи — перекладывали, но чаще — просто разбирали. Сохранению «древних» изразцов во многом способствовал труд исследователей-подвижников. Среди них — Сергей Александрович Маслих (1901–1991), посвятивший несколько десятков лет своей жизни изучению и популяризации искусства русского изразца. На выставке представлены созданные им графические листы и подлинные образцы архитектурной керамики из фондов Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

С. А. Маслих был архитектором, коллегой и соратником знаменитых братьев Весниных, в мастерской которых он работал на протяжении многих лет, занимаясь в основном типовым жилищным строительством. Исполненные им или под его руководством проекты широко использовались на всей территории СССР. «Постоянные частые поездки по местам строительства, осуществляемого по нашим проектам, и путешествия по древним городам и старинным усадьбам позволяли мне знакомиться и изучать памятники русской архитектуры, без знания которой я не мыслил своей работы над современным жильем», — вспоминал архитектор впоследствии.

В 1957 году С. А. Маслих перенес два инфаркта, а после выздоровления был вынужден уйти на пенсию и сменить сферу своих занятий. Он увлекся изразцами и стал вести планомерную фиксацию архитектурной керамики, сохранившейся как на фасадах исторических памятников, так и в музейных собраниях. Насмотренность, системность мышления и накопленные знания позволили С. А. Маслиху атрибутировать многие изразцы, систематизировать их по хронологии, географии, школам и даже открыть ранее неизвестные центры изразцового производства.

В 1969 году, когда число созданных им графических листов превысило пятьсот, исследователь организовал в Музее архитектуры имени А. В. Щусева выставку, получившую тогда самые восторженные отзывы. Пятьдесят лет спустя графика С. А. Маслиха вновь представлена публике, на этот раз — рядом с подлинными изразцами.

На сайте: http://culturolog.ru/content/view/3722/31/

izrazec2.jpgizrazec3.jpg

Tags: Выставки, Керамика, Россия
Subscribe

  • Николай Мингалеев: Artбиография

    С 14 по 30 мая 2021 года в Государственном художественном музее Алтайского края работает выставка «Artбиография», посвященная…

  • Цветы мира

    До 30 мая 2021 г. в Галерее сибирского искусства (Иркутск) проходит межрегиональная выставка «Цветы мира». Экспозиция объединяет…

  • Две гипотезы о литературном бессилии

    Автор Андрей Карпов Данная статья написана в продолжение темы, поднятой в беседе Александра Тимофеева, Павла Тихомирова и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments