Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Цивилизация: эволюция слова и группы идей

Автор: Люсьен Февр
...один человек в особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием «цивилизация» и его исторической интерпретацией: это Франсуа Гизо, который в своем «Философском и литературном обзоре 1807-го», опубликованном в «Литературном архиве Европы» за 1808 год (т. 17), уже тогда писал следующее: «Человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого». Когда в 1828 году он занял кафедру в Сорбонне — мы знаем, какова была тема его лекций; один за другим он прочел курсы: в 1828 году «0 цивилизации в Европе» и в 1829 году «О цивилизации во Франции»; методически и, если можно так сказать, дотошно анализируя само понятие «цивилизация», он подарил соотечественникам не только великолепное собрание мыслей, но и великолепный образец грандиозного построения во французском духе, в котором сумел (благодаря нескольким искусным ходам) примирить самые противоположные точки зрения и прояснить, сделать доступными и привлекательными для ума (разумеется, ценою ряда упрощений, несколько рискованных) самые темные из темных мест, разобраться в сложностях, самых запутанных и безнадежных.
...

Цивилизация, учит Гизо, состоит в основном из двух элементов: из некоторого уровня социального развития и некоторого уровня развития интеллектуального. Формулировки несколько расплывчатые, и Гизо пытался их уточнить. С одной стороны, есть развитие условий внешних по отношению к человеку и всеобщих; с другой — развитие внутренней и личной природы человека; одним словом, есть совершенствование общества и таковое же — аспектов человеческих. Впрочем, Гизо настаивает на том, что здесь речь идет не только о сложении и наложении; единовременность, тесное и сразу же возникающее единство, взаимное воздействие этих двух рядов явлений, социальных и интеллектуальных, необходимы для самого развития цивилизации. Опережает ли явным образом какой-нибудь из этих рядов другой? Этот вопрос вызывает неуверенность и замешательство. «Значительный социальный прогресс, крупные успехи в области материального благосостояния — могут ли они проявиться у того или иного народа, не будучи сопровождаемы усиленным интеллектуальным развитием, прогрессом человеческого сознания, аналогичным прогрессу материальному? При таких обстоятельствах социальный прогресс представляется непрочным, необъяснимым, почти незаконным». Окажется ли он жизнеспособным? Распространится ли? «Одни только идеи шутя преодолевают расстояния, пересекают моря, заставляют понять и принять их повсюду». И потому «социальное благополучие имеет отпечаток чего-то второстепенного, если оно не принесло никаких иных плодов, кроме благополучия как такового». Фраза, которую странно встретить у человека, которого несколькими годами позже его противники объявят циничным, великим, жрецом обогащения. И напротив, если где-то начинается бурное развитие умственной деятельности и никакой социальный прогресс с ним как будто не связан — мы этим удивлены и обеспокоены. «Кажется, что мы видим прекрасное дерево, на котором нет плодов. Мы проникаемся некоторым пренебрежением к идеям... которые не сумели овладеть внешним миром».


Мы знаем, как разворачивались далее доказательства Гизо. Исходя из того, что два великие «элемента», составляющие цивилизацию, теснейшим образом связаны один с другим, а именно развитие разума и развитие социальное, и это при том, что совершенствование цивилизации — результат не только их единства, но и их синхронности, — для Гизо было достаточным бегло окинуть взглядом европейские цивилизации, чтобы прийти к выводу: английская цивилизация — это цивилизация, ориентированная почти исключительно на улучшение социальное, однако ее представители оказались лишены таланта «зажечь мощные факелы разума, которые осветили бы целую эпоху». Ее противоположность — цивилизация немецкая: могучая духовно, но слабая организационно, в частности в том, что относится к совершенствованию социальному. В Германии, где человеческий дух с давних времен возвышался над условиями существования, разве мысль и действительность — сторона интеллектуальная и сторона материальная — разве не были они там почти полностью разобщены? И была одна страна, одна только страна, которая, напротив, сумела дерзко осуществить гармоничное развитие мысли и действительности, стороны интеллектуальной и стороны реальной: этой страной была, как вы сами понимаете, Франция, где природа никогда не обделяла людей ни личным величием, ни достоинствами, а личное величие и достоинства всегда имели общественное значение и могли быть полезны обществу...


И здесь синтез сделан умело. Трудности исчезли бесследно. Понятие материального благополучия, хорошей организации социальных отношений, «более справедливого распределения между людьми как прав, так и благ, созданных коллективами», — все, в отсутствии чего Фурье в 1807 году упрекал цивилизацию, — все это Гизо внес в перечень элементов, из которых состоит и цивилизация, которые она должна предъявить наблюдателю, чтобы быть достойной своего имени. И, разрешая тем самым старый спор, он показал, что «police» и «civilite» объединяются, чтобы породить такую цивилизацию. Точнее, широта взглядов, с которой он предоставлял место в построенном им гостеприимном и великолепно распланированном здании как факторам, обеспечивающим могущество и благосостояние обществ, так и факторам развития и обогащения личности и нравственности человека, его способностей, его чувств, его мыслей, а также наукам и искусствам, этим «гордым отражениям человеческой природы» 107*, — эта своеобразная всеобъемлющая терпимость его концепции пришлась очень кстати, чтобы не допустить во Франции такого тяжкого разрыва, какой происходил тогда в Германии (кое-кто, быть может, мечтал о таком же и у нас), — разрыва между «культурой» и «цивилизацией».

Читать материал полностью на Культурологе: http://culturolog.ru/content/view/3370/95
Tags: История, Слово
Subscribe

  • Есть ли будущее у бумажных человечков?

    Почему вера делает человека сильнее? Вера, по слову апостола Павла, есть уверенность в невидимом. Она расширяет наши горизонты,…

  • Между камешком и мегалитом

    На сайте Русской народной линии опубликован роман Павла Тихомирова « С камешком в башмаке». РНЛ – православный ресурс и Павел…

  • Надлежащее место для вымысла

    Автор: Андрей Карпов Обвинительный акт против вымысла составить несложно. То, чего нет и никогда не было, участвует в культуре на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments