Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Может ли быть "хорошая" ювенальная юстиция?


Известный своей активной социальной работой и, без сомнения, православный человек Алексей Газарян опубликовал на православном сайте Милосердие.ру статью
Ювенальный суд моей надежды, основные мысли которой можно сформулировать так:

- ювенальная юстиция у нас уже есть, просто по-другому называется;
- ювенальная юстиция нужна, поскольку детей надо защищать;
- мы можем сделать нашу ювенальную юстицию семьелюбивой и даже с православным акцентом.

К сожалению, Алексей Газарян ошибается. Ниже мы публикуем открытое письмо к нему.


Уважаемый Алексей!

 

Если словосочетание «ювенальная юстиция» использовалось бы просто для обозначения любой практики юридического обеспечения прав и защиты ребёнка, то, безусловно, реакция на него, подобная той, что имеет место в России и, в частности, в Русской Православной Церкви, была бы излишней.

 

Но, к сожалению, это не так. Ювенальная юстиция - это понятие с уже сложившимся наполнением. Мы не можем использовать эту словесную конструкцию, понимая под ней то, что нам захочется. Если бы мы хотели создать что-то исключительно своё, было бы разумно подобрать этому и другое название. Введя в оборот именно «ювенальную юстицию», мы неизбежно будем вынуждены впустить в общественное сознание и те смыслы, что оно несёт в уже сложившемся словоупотреблении.

 

Ключевых моментов тут два. Первый: система ювенальной юстиции включает в себя довольно широкую совокупность как собственно правовых, так и сопутствующих им правообеспечивающих механизмов (медико-социальных, психолого-педагогических  и т.п.), реализуемых системой как государственных, так и негосударственных учреждений. Это огромный смысловой пласт, который простирается далеко за рамки собственно права. В организационном плане к ювенальной юстиции причастны не только государственные органы, но и некая, не очень определимая общественность.

Необходимость собственно правовой защиты ребёнка понимают все. Настораживает именно то, что прилагается к этой защите, а прилагаются довольно конкретные системы координат, позволяющие определять, нужна такая защита или нет. И эту систему координат на практике несут как раз негосударственные образования, контролировать которые у государства не всегда получается.

 

Мы могли бы тешить себя надеждой, что эти общественные пристройки к ювенальной юстиции будут исходить из ценностей российской культуры, например, Православия, если бы не вторая ключевая особенность ювенальной юстиции, а именно - её интернациональность. Ювенальная юстиция в той или иной стране - это часть общей системы. Соответственно, и организации обеспечивающие стабильность ювенальной практики, как правило, международные - все идеологи, методисты, консультанты и т.п находятся в едином, наднациональном семантическом поле. Введём у себя ювенальную юстицию, - подключимся к этому смысловому массиву, и будем питаться его духом. А доброкачественность этого духа весьма сомнительна.

 

То, что у нас в России есть сегодня, потому и не является ювенальной юстицией, что не отвечает этим ключевым характеристикам. Практика комиссий по делам несовершеннолетних  не подразумевает никакой сопутствующей ей жёсткой системы смыслов. Это просто разбор конкретных случаев. Да, разбор часто недолжный и осуществляемый недолжными людьми. В этом несовершенство того, что у нас сейчас есть. Но в этом - и наша защита. Семья и дети пока ещё не находятся под прессингом одной, «единственно верной» идеологии. Мы ещё можем пока быть разными, или, иначе говоря, быть самими собой. Кто-то неизбежно более плох, кто-то более хорош. Но с введением ювенальной юстиции, нас будут выстраивать в одну линию - в ту, которая задаётся идеологией, сопутствующей практике правоприменения, которая уже обкатана в «цивилизованной» Европе. Ювенальная юстиция - это одно из орудий, несущих нам эту «цивилизацию».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПИСЬМА>>>


Tags: Война с прометеями, Практика выживания, Социум
Subscribe

  • Исаак Левитан и его современники

    До 14 ноября 2021 г. в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко проходит выставка из фондов Русского музея…

  • Увидеть Вермеера

    Автор: Дарья Дмитриева В городе Дельфт рядом с центральным собором, где похоронен Вильгельм Оранский, и чья статуя украшает слишком большую…

  • Последнее достижение современного искусства

    Датский художник-концептуалист Йенс Хаанинг (Jens Haaning) довёл идею современного искусства если не до конца, то явно до некоего семантического…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments