Автор Михель Гофман, к.н., Колумбийский ун-т (Нью-Йорк) | ||
«Где Жизнь, которую мы теряем в Выживании?» Английский поэт Томас Эллиот
Многогранная культура «праздника жизни», искусства жить, наслаждаясь каждой минутой повседневного существования, в Европе создавалась веками. Европеец со дня рождения был окружен материальным богатством созданным многими поколениями, для которых эстетическое качество жизни было обязательным компонентом. Искусство во всех его проявлениях - архитектуре, вещах домашнего обихода, одежде, кулинарии, в его глазах имело высокий престиж, оно вносило в жизнь красоту, превращая ее в праздник. В Новом Свете, строившемся на диком континенте, материальное богатство оценивалось лишь с практической точки зрения, его функциональности. Недаром европейцы называли американскую цивилизацию «циви Алексис Токвиль: «Они (американцы) видят счастье как физический комфорт, и невозможно представить, что можно тратить больше энергии на его достижение.» Шарль Талейран, деятель наполеоновской эпохи: «Америка - это страна, в которой 32 религии и всего одно блюдо на обед - бобы.» Жорж Клемансо, французский премьер начала прошлого века: «Страна, которая пьет бурду коричневого цвета и называет ее кофе, не может считаться цивилизованной.» Со времен Талейрана и Клемансо американское меню значительно расширилось, утонченная французская кухня стала популярной в среде образованного среднего класса, но массы лишь сменили бобы на стандартный, стерильный гамбургер, а “коричневую бурду” так и продолжают называть кофе. Американская цивилизация, создавшая на диком континенте богатую материальную культуру, отличалась от европейской отсутствием в ней эстетического начала, так как жизненные удобства, физический комфорт для миллионов были гораздо более необходимы, нежели красота, эстетизм повседневной жизни.
Английский публицист и философ ХХ века Олдос Хаксли в своем эссе «Взгляд на американскую культуру»: «... все силы общества используются, чтобы воспитать породу людей, которая знает только культуру физиологической жизни.» Несмотря на резкий контраст доступности материального богатства для масс в США и нищеты, как дореволюционной, так и послереволюционной России, обе страны сформировали образ жизни, который принято называть мещанским. Для мещанина накопление - смысл жизни, а богатство ее содержания он видит в физическом комфорте и разнообразии физиологических ощущений. Остальное, красота природы и творений человеческих рук, богатство эмоций и мыслей, вне его интересов. В Европе человека, не имеющего интереса к тому, что цивилизация считает своим истинным богатством, высокой культуре, философии, искусству называли «филистер», низшая, недоразвитая человеческая порода, не способная подняться выше своей физиологии. «Поэзию физиологического существования» в русском языке принято называть пошлостью. Пошлость - это все, что делает высокое низким, многомерное одномерным, элементарная, упрощенная форма жизни, равнодушная к красоте мира во всех её многообразных проявлениях. Владимир Набоков в биографии Гоголя, написанной для американского читателя, посвятил 12 страниц из 155 объяснению русского понятия пошлости, которого нет в английском языке. Почему Набокову, знатоку обоих языков, понадобилось 12 страниц для объяснения такого феномена, как пошлость? Набоков дал такое длительное и подробное объяснение, так как в американском демократическом обществе мещанский стиль жизни характерен для всех социальных слоев. Как для высших, так и для низших классов это естественная и единственно возможная форма жизни и мироощущения. Новый Свет, в отличие от Европы, не имея многовековых накоплений культуры, упрощал все аспекты человеческого существования до их практического уровня, поэтому «мещанские ценности» стали доминировать в национальном сознании. Историк Джеймс Труслоу Адамс, в своей книге «Our business civilization», опубликованной в 30-е годы прошлого века, объясняет специфику этой философии жизни тем, что Америка - это цивилизация бизнеса, где все окружающее воспринимается через призму делового интереса: «Кто такой бизнесмен? Это человек, который рассматривает весь мир с точки зрения прибыли, он слеп ко всему другому. Прекрасный пейзаж для него не больше, чем удачное место для постройки жилого комплекса, а водопад наводит на мысль о плотине и электростанции. Бизнесмен глух ко всему, что выходит за это пределы. Его жизнь вряд ли можно назвать полноценной.» |
Читать статью полностью>>>