Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

«Записки художника»: произведения И.С. Тургенева в пастелях Виктора Брагинского

Со 2 по 25 ноября 2018 г. в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва, уд. Пречистенка, 12/2)  пройдёт выставка пастелей Виктора Брагинского "Записки художника".

Работа Виктора Брагинского

Ключевая тема картин экспонируемых картин – психологические портреты героев цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».

Философ В. Ильин отмечал в своей работе посвященной анализу творчества писателя, что   небольшие рассказы и повести были «специальностью» Ивана Сергеевича. Это отмечал и литературный оппонент Тургенева Ф.И. Достоевский.

Нервный ритм жизни, скорости, необходимость принятия быстрых решений не позволяют современному читателю гурманствовать над текстом. Мы живем в режиме fast: еда, отношения, чтение. Мы «проходили» Тургенева в школе и «прозевали» этого писателя в жизненной суете. Задумывались ли мы над тем, что великолепные описания природы и Аннибалова клятва писателя, его борьба с крепостным правом, не позволили разглядеть  в знакомых текстах иное?

Виктор Брагинский, художник глубокий и широко образованный, чутьем истинного знатока почувствовал в знакомых текстах иное, ускользающее знание.

Выставочный проект «Записки художника» – мост времени из века XXI в век XIX, позволяющего взглянуть на Тургенева, как на «первого мистика в истории русской литературы нового времени» Именно это понимание «стихии чуждой, запредельной» транслирует Виктор Брагинский в своих иллюстрациях.

В «Записках охотника» мистико-оккультной тематике посвящены два рассказа.

Первый, «Живые мощи», повествует о судьбе певуньи и плясуньи Лукерьи и  полон православной мистики. В снах Лукерьи, ее кротком принятии своей судьбы Тургенев описывает удивительной подвиг духа. Поэтому конец пути земного становится для героини началом пути небесного. В работе В. Брагинского, Лукерья заключена в клетку. Клетка – символ заточения. И женщина, находящаяся в этой клетке, облачена в последний путь. И путь этот за пределами клетки. И свет, который указывает путь.

Вторая работа, по рассказу «Бежин луг», – это уже область трагически-мистическая, здесь художнику удалось средствами изобразительными передать мощь и красоту языка писателя, его фольклорную основу. Автор фокусирует внимание на фигурке ребенка, и чуткий зритель вдруг оказывается внутри картины, в точке мироздания, где идет осмысление происходящего здесь и сейчас.
Значимое место в  экспозиции занимают работы посвященные теме разоренных родовых гнезд - мест  духовного становления человека.

Виктор Брагинский - заслуженный художник РФ, профессор кафедры живописи и рисунка художественного факультета ВГИК им. С.А. Герасимова. Выпускник художественного факультета ВГИК, работает в технике пастели. Известен, как художник книги. Участник более 100 выставок в России и за рубежом. Работы автора находятся в российских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях.

Tags: Анонсы, Выставки, Графика, Искусство, Литература
Subscribe

  • Имена городов

    Автор: Андрей Дахин Современные дискурсы по проблеме именования и переименования городов, чаще всего, рассматривают «названия» в…

  • Однодневный приступ постмодернизма

    Московские власти продолжают перековку доставшегося им населения на европейский манер. В преддверии Валентинова дня (так называемый «День…

  • Эстетическая манипуляция

    Результат налицо: нас убедили, что традиционная эстетика умерла. На сайте Культуролог был проведен опрос «Почему музеи и галереи больше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments