Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

"Культурная революция" 20-30-х годов XX-го века и её последствия для России

Автор: А. М. Лесовиченко  


Рассматривая процессы развития культуры советской эпохи, надо учитывать их крайнюю противоречивость, вызванную взаимоисключающими посылами, идущими, с одной стороны, от тысячелетней традиции русского православия, с другой стороны, от богоборческой идеологии коммунистов. За первой – стабильный, отшлифованный веками уклад жизни, система нравственных ценностей и эстетических принципов, «вселенское сочувствие русской души». За второй – агрессивность, готовность к разрушению, физическому притеснению и моральному унижению любого инакомыслия, узость и догматизм мышления. Естественно, живая ткань культуры не могла при таких условиях не породить много странных явлений, сочетающих, казалось бы, несочетаемое. Некоторые из них оказались яркими и жизнеспособными, другие, напротив, искусственно сконструированными и бессильными.

Остановимся на тех явлениях и процессах, которые касались церковного наследия.

Знаком первых лет советской власти стала уже довольно далёкая для нас, но весьма жутковатой организация – Пролеткульт («пролетарская культура»).

Не будем вдаваться в тонкости её идеологии и практики. Познакомимся с программным произведением, строки из которого помещали над зданиями этой организации – стихотворением Владимира Кириллова «Мы». Вот некоторые строки из него:

Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победители пространства морей, океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши гордые души.

Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты",
Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

<...>

Любим мы жизнь, ее буйный восторг опьяняющий,
Грозной борьбою, страданьем наш дух закален.
Всё - мы, во всем - мы, мы пламень и свет побеждающий,
Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

[Курсив мой – А.Л.] [1, c. 322-323].

Конечно, в 1917 году, когда стихотворение появилось, оно ещё не отражало каких-либо событий, но очень скоро стало знаменем реального разрушения и насилия над церковной и светской культурой.

В поздней советской исследовательской литературе было принято отмежёвываться от Пролеткульта. Литературовед С Шешуков, например, писал: «Пролеткультовцы стояли за создание пролетарской культуры. Но их теория оказалась реакционной, ибо не только пролетарской, но и вообще никакой культуры по их рецептам нельзя было построить,,, Теории пролеткульта был нанесён смертельный удар В. И. Лениным и нашей партией». При этом учёный признаёт, что « некоторые пролеткультовские тенденции оказались живучими и давали о себе знать на протяжении десятилетий» [2, с.31].

Действительно, Ленина беспокоило, что массовая организация радикальной идеологии, возникшая между февралём и октябрём 1917 года, может оказаться конкурентом большевистской партии. Была проведена серьёзная работа по «приручению» Пролеткульта. В 1923 году он вошёл в Наркомпрос на правах отдела, постепенно потерял общественное влияние и в 1932 прекратил существование.Однако на пролеткультовской идее разрушения всего, что, по мнению идеологов организации, не соответствует запросам пролетариата, родилась многоглавая гидра «Российских ассоциаций», проводящих «пролетарскую культуру» через отдельные виды творчества: литературу (РАПП), музыку (РАПМ), изобразительное искусство (РАПХ). Кроме того, идеологическое управление культурой перешло непосредственно к большевистским партийным органам, которые относились к дореволюционному наследию не лучше пролеткультовского, а в отношении к Церкви даже хуже. Это следовало из взглядов вождей на религию.

Для Ленина «религия – род духовной сивухи» [3, с. 143]. Он ставил задачу: «Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма» [4, с. 418]. Нарком просвещения А. В. Луначарский в речи на 1 съезде воинствующих безбожников (1925) поясняет и тактические вопросы реализации этих тезисов. В частности, он говорит: « Самое своеобразное в нашей борьбе против религии заключается в том, что вражда здесь у нас самая сильная, самая глубокая… И тем не менее, как раз в этом месте нашего соприкосновения со старым миром, где взаимная ненависть очень жгуча и где опасность для обеих сторон очень велика, мы не можем пустить в ход никакого прямого оружия, мы совершенно не можем действовать открытой силою» [5., с. 53]. Дальше объясняет способы «ненасильственного» уничтожения религии. Одним из таких методов был указ Наркомпроса 1924 года о запрещении к использованию и об изъятии из библиотек всей религиозной литературы.

Отношение большевистских идеологов к искусству тоже было весьма специфическим. Лучше и откровеннее всего выразился Ленин: «Я, знаете, в искусстве не силен ... Искусство для меня, это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандистская роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его дзык! дзык! вырежем. За ненужностью» (из воспоминаний художника Ю. Анненкова) [6, с. 269].

Значительный ресурс искусства вождь видит в том, чтобы направить его на борьбу с Церковью: «Нам мало уничтожить Церковь, нам надо её заменить на единственный общественный институт, который может это сделать – театр» [7]. Фактически Ленин задал импульс приданию деятелям искусства, в определённой мере, того статуса, который до сих пор занимали священнослужители.

В 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» был дан старт образованию творческих союзов (писателей, композиторов, художников), посредством которых создавались условия для творчества, но само творчество ставилось под невыносимый прессинг. Поэт Илья Сельвинский напишет в дневнике:

«Для меня рублишко не задача.

Скажем откровенно не бобыль.

У меня литфондовская дача,

Телевизор и автомобиль.

Захочу – могу в кабину сесть

И проехаться Москва – Мацеста.

Всё на свете, дорогие, есть!

Только нет на мне живого места»

(1952). [8, с. 18].



В 1956 добавит:

«Ещё о тридцатом годе.

Я на глазах седел.

Отчего бы? Ведь ни при Ягоде,

Ни при Берии я не сидел». [8,с. 18-19].
Читать дальше на сайте: http://culturolog.ru/content/view/2855/54/
Tags: История, Культура, Мировоззрение, Религия и атеизм, СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments