Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Изгнание смартфона




Михаил Сосин Школьная перемена, 2016

В своей предвыборной программе нынешний президент Франции Эммануэль Макрон обещал озаботиться введением запрета на пользование смартфонами в школе. Министерство образования подготовило соответствующий законопроект, и 7 июня он был одобрен нижней палатой парламента Франции. В действие закон планируется ввести с началом нового учебного года (т.е. с 3 сентября). Сегодня уже в половине французских школ пользоваться смартфонами запрещено, но законодательной базы под этими запретами до сих пор не было.

Предполагается, что ученики не должны заглядывать в свои мобильные, пока они находятся в школе. Для симметрии подобное правило введено и в отношении учителей. Однако в законе не прописано, что делать с тем, кто нарушит запрет. Отнимать телефоны силой нельзя - ведь это личное имущество. Поэтому критики говорят, что закон работать не будет.

В то же время образовательное сообщество согласно с тем, что мобильники мешают учебному процессу. Ученики на уроках обмениваются сообщениями, «висят» в соцсетях. По данным опроса 2016 года собственный смартфон есть у 90% учеников в возрасте от 12 до 17 лет.

Надо ли нам перенимать данный зарубежный опыт? Проблема ведь есть и в нашей школе. С одной стороны, подобный закон, без сомнения, представляет собой некий жест отчаяния. Получается, что статуса учителя недостаточно, чтобы призвать учеников к порядку. Учебный материал не может конкурировать за внимание ученика с наполнением интернета. Дети не мотивированы учиться. Сам по себе запрет на смартфоны не создаст мотивации. Поэтому мы, конечно, имеем дело с имитацией решения, и критики закона во многом правы - это, прежде всего, пиар-кампания, и вряд ли что больше.

С другой стороны, а есть какая-нибудь альтернатива? Можно ли бороться со смартфоном за интерес ребёнка и победить? Талантливый педагог, вероятно, сможет это сделать. Но в каждый класс талантливого педагога не приведёшь. Их столько просто не будет. Требуется массовое решение. Конечно, и сейчас мобильники на уроке, мягко говоря, не приветствуются. Но запрет на государственном уровне воспринимается несколько иначе, чем просто слово учителя. Впрочем, у нас, например, официально запрещено публичное сквернословие. Что не мешает школьникам материться (иной раз прямо на уроке). Вряд ли они станут более послушны в отношении мобильных устройств.

Представляется, что корень решения проблемы - в общем изменении культурной среды. В первую очередь требуется возвращение безусловного авторитета учителя. Статус учителя в обществе должен быть высоким. Должна сложиться привычка уважать учителя (это касается не только учеников, но и родителей, и вообще - всех членов общества). Тогда его слова будут иметь для учеников особую значимость.

Но уважать можно только того, кто действительно является профессионалом. Нужны учителя, которые любят свою профессию, любят детей, умеют учить. Нужен качественный рост школьного образования. Путь этот долгий, но хотелось бы видеть, что мы действительно начали двигаться в правильном направлении. Пока серьёзной подвижки нет, можно и закон о запрете смартфонов в школе принять, только такой закон не должен подменить стремление к фундаментальному результату.

Tags: Дети, Европа, Законодательство, Знаки времени, Кризис ценностей, Культура, Образование, Сценарии нашей жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments