Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Факторы, провоцирующие революционность

Автор: Андрей Карпов


:
* НАВЯЗЫВАЕМЫЙ СТАНДАРТ ПОТРЕБЛЕНИЯ *

Наличие официальной системы демократического волеизъявления искушает людей мерить государственную политику по своим личным понятиям. Ядром же этих понятий в настоящее время выступает стандарт потребления, сформированный под влиянием СМИ, а в особенности – рекламы.

Реклама создаёт параллельную реальность. А поскольку человек находится под воздействием рекламы практически непрерывно, психологическая сопротивляемость неизбежно снижается. Мир рекламы начинает восприниматься как нечто, что не только действительно существует, но и является подлинно лучшей частью из всего возможного. Персонажи рекламы всегда довольны, они легко преодолевают препятствия. Их жизнь протекает в красивой обстановке. Они практически не трудятся, зато вовсю отдыхают и развлекаются. И человек, насмотревшись рекламы, тоже хочет жить именно так. Более того, он убеждён, что жизнь и должна быть такой, а поскольку действительные обстоятельства его жизни сильно отличаются в худшую сторону, то в этом виновато правительство.

Реклама выполняет функцию революционной агитации. В XIX-м веке революционерам приходилось печатать прокламации и агитационные брошюры, в которых говорилось, как изменится жизнь человека после революции. Сегодня уже не надо специально создавать образы хорошей жизни: реклама с этим прекрасно справляется. Хорошая жизнь интерпретируется как возможность совершать действия, представленные в рекламе. А то, что на них недостаёт средств, списывается на недостатки нынешней власти.

В конце концов, у кого-то ведь хватает денег, чтобы жить как в рекламе. Есть ведь и богатые люди. Тут мы попадаем на территорию ответственности собственно СМИ, которые нам рассказывают о дачах и яхтах миллионеров, машинах и свадьбах их детей и других подобных ярких иллюстрациях роскошной жизни. С этого ракурса жизнь богатых предстаёт как пребывание в зоне счастья, которое обещано всем, а выпало немногим. Богатый человек оказывается узурпатором счастья: подмял его под себя и не даёт другим.

Цена, которую богатые платят за более высокий уровень потребления, остаётся вне кадра. Ведь в кадре у нас только потребление. Потребление же по-своему демократично: имей деньги, и сможешь позволить себе всё.

Реклама задаёт универсальный стандарт потребления, единый для всех. И он совершенно не связан с конкретными жизненными обстоятельствами. Неважно, каковы твои средства, что ты умеешь, что ты можешь, что ты готов отдать за стяжание богатства, – реклама говорит тебе: потреблять надо вот так. При этом планка ставится очень высоко: если просуммировать все требования рекламы, оплатить счёт "лучшей жизни" смогут считанные единицы. Остальные могут считать, что жизнь устроена несправедливо, и власть не обеспечивает им хорошую жизнь.

Что с этим делать, не очень понятно. Запретить рекламу невозможно. Реклама рассматривается как источник финансирования СМИ. Независимые СМИ возможны только там, где существует реклама. Так мы приходим к вопросу, а являются ли независимые СМИ такой уж значимой ценностью? Впрочем, заказчики рекламы платят деньги вовсе не из любви к свободной журналистике. Существование рекламы вызвано необходимостью продвигать товар на конкурентном рынке. Если мы хотим, чтобы потребители имели хоть какой-то выбор, с существованием рекламы придётся мириться. Однако можно было бы ввести жёсткие требования к содержанию рекламы и подаче материала. Например, запретить использовать изображения людей и животных в любой рекламе (такой запрет, действует, например, в отношении рекламы алкоголя). Добиться, чтобы реклама сообщала факты о товаре, а не программировала эмоции. Для этого надо внести соответствующие поправки в Закон о рекламе и прописать процедуру согласования текстов рекламных сообщений структурами ФАС. Это привьёт рекламодателям и креативным агентствам, разрабатывающим рекламу, необходимую толику социальной ответственности.

* САМА УСТАНОВКА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ *

Не только заданный стандарт подталкивает нас к революции, но и сама установка на потребление также работает на приближение социального катаклизма.

Потребление уже давно стало если не смыслом жизни, то ценностью, занимающей самую первую строчку. Одна ли реклама в этом виновата? Нет, конечно. Но современный человек оценивает качество своей жизни, потому насколько высок его уровень потребления. Через потребление сегодня формулируется и понятие справедливости: если кто-то потребляет больше меня, это несправедливо.

Власть мыслится как область, в которой происходит настройка системы распределения благ. Люди сосредоточены на потреблении, поэтому созидание остаётся вне зоны их интересов. По их мнению, производственный процесс легко может быть делегирован. В нём важно лишь то, что результат потом будет распределён. Предполагается, что результат всё равно будет. Если прои1=зводственный процесс находится в руках частника, он распределит его результат в свою пользу. Если делегировать производственные процессы государству, то можно построить государство, которое обеспечит справедливое распределение. Каждый, кто так думает, уверен, что в результате его личная доля распределяемого продукта увеличится, а уровень потребления возрастёт.

Поскольку иные ценности для современного человека не так значимы, он готов допустить перетряску страны при условии, что это выгодно скажется на его потреблении.
Полный текст работы на сайте: http://culturolog.ru/content/view/2803/9/
Tags: #Судьба_России, #политическая_аналитика, #современная_Россия, #социальная_ситуация, #угроза_революции, Исследования, Политология, Россия, Социология, Социум, Сценарии нашей жизни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments