Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

«Неценностный мир» постмодернизма

Автор: Н.Н. Вотинцева
Созданный и создаваемый самим человеком мир приобретает независимость от своего творца. Изменяясь в дальнейшем по автономным законам и становясь несоразмерным, «иномерным» человеку как конечному существу, он заново ставит перед ним проблему своего понимания и освоения. Таким становится характер производимой нами «второй и третьей природы» сложной многомерной искусственной реальности, все более и более определяющей нашу жизнь.

Отсюда многочисленные «пост»: постклассическая и постнеклассическая наука, постиндустриальное общество, постистория и постхристианство, постструктурализм и постмодернизм, наконец, все это приближение и частное проявление постчеловеческих свойств окружающей нас реальности в целом, когда человек становится элементом, фактором, агентом чего-то им созданного и более сложного.

Можно себе представить, что ПОСТ - это своего рода интеллектуально-пластический переход, т. е. процесс перехода культуры в некое иное измерение, где все иное. Иные критерии, иные принципы, иные ценностные ориентиры, иные механизмы восприятия себя и мира, иные законы бытия в мире. Там, вероятно, все должно восприниматься, ощущаться, переживаться принципиально по-иному, что недоступно человеку традиционной культуры, классической ментальности.

Необычность постмодернизма в восприятии мира, который находится не где-то далеко, а здесь, рядом, в каждом осколке фрагментарной реальности, которую творит каждый и которая творит каждого рождает многообразие версий, выбор которых дело добровольное.

Постмодернизм не представляет некую отдельную веху в истории человеческой культуры, противоположную предыдущим, а является одним из вариантов, направлений развития, тенденцией среди многих, способом интерпретации и познания мира.

Для определения эпохи постмодернизм стремится выйти за ее пределы. Он стирает грани между искусством и действительностью, критикуя классическую рациональность, привлекая иррациональность.
Постмодернизм - антифундаменталистская парадигма, которая провозглашает, что нет ничего предустановленного, истинного без сомнения, раз и навсегда данного. Ему как типу мировоззрения присущи мозаичность, эклектичность, калейдоскопичность, лоскутность, совмещение несовместимого и т. д.

Как отмечает И. П. Ильин, постмодерн - это химера. «Химеричность постмодерна обусловлена тем, что в нем, как в сновидении, сосуществует несоединимое: бессознательное стремление, пусть и в парадоксальной форме, к целостному и мировоззренчески-эстетическому постижению жизни, и ясное сознание изначальной фрагментарности, принципиально несинтезируемой раздробленности человеческого опыта конца XX столетия».

С позиций постмодернизма признается существование объективной реальности, возможно и представление о реальности, но оно субъективно. Весь мир - это либо игра, либо текст, где правила, как и текст, рождаются на глазах и в то же время организуют игру, не дают ей «расплыться», потерять энергию состязательности. Человек имеет дело лишь со знаками, симулякрами и, создавая все новые и новые интерпретации, осуществляет каждый раз деконструкцию. Ж. Бодрийар определяет социальную реальность как симулятивную: образ реальности имеет не меньшее значение, чем сама реальность, симулякры живут собственной жизнью: рождаются, стареют, умирают независимо от значений, их породивших. Императивом обыденного сознания становится удовольствие, оно присутствует во всех артефактах повседневности; постоянный разговор об удовольствии создаёт иллюзию его постоянного присутствия в мире.
Полный текст статьи на сайте: http://culturolog.ru/content/view/2781/68/
Tags: Культура, Постмодернизм, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments