Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Китайское качество

Автор Анна Куновская, арт-куратор, гл. ред. ж-ла "Sammler".   


 

В криминальной хронике новость - из коттеджа, принадлежащего директору одного немаловажного музея, похищена коллекция живописи на весьма значительную сумму. Про то, что это была за коллекция, информагентства могли не уточнять - китайских мастеров, разумеется.

 

Слово «живопись» и производные от слова «Китай» последнее время в лентах друг от друга неотделимы. Скупать (если вы человек успешный и состоятельный) и интересоваться (если у вас всё впереди) акварелями, рисунками и полотнами из Поднебесной так же модно, как не смотреть телевизор, переживать за экологию и писать в «Твиттер».

 

Откуда столько спроса и визга? Почему русские художники продаются дешевле и в разы меньше? Они хуже? Меньше нравятся? Они не столь милы западным ценителям? И почему все так полюбили искусство из КНР, а не, скажем, талантов с Ближнего Востока и из Латинской Америки?

 

Притом что про отечественных гениев инсталляций, красок и холста тоже принято говорить - мы на подъёме, мы в тренде, скоро всех победим, а ещё у нас есть Кабаков и его картина про жука, а также город Пермь, он же русский Сан-Себастьян и Гельманленд. Всё так, russian art на Западе выставляется лотами три раза в год - дважды в Лондоне и один раз в Нью-Йорке. При этом russian art, собственно, russian и приобретают: порядка 70 процентов всех лотов скупают граждане России и русские эмигранты. Китайскую живопись вы можете купить везде, где существуют точки арт-рынка. Гонконг. Париж. Даже если вы будете лежать на пляже Майами и дуть из трубочки пинаколаду, вполне может быть, что недалеко от вас проводится соответствующий аукцион.

 

Но ладно зарубежные собрания и мероприятия. Это, допустим, дело рук вездесущих кураторов Christie's и Sotheby's. Но у китайцев есть (действительно есть) внутренний арт-рынок. При этом он не просто номинально существует: из десяти самых успешных, то есть коммерчески прибыльных, аукционных домов семь - китайские. Из чего следует вывод, что в Китае не только востребованные художники, но ещё и активные коллекционеры. Вы можете назвать серьёзный аукционный дом в России? Не говоря уже о том, чтобы его знали за пределами нашей страны? Понятно, что весь арт-бизнес в Китае - отнюдь не самобытный, крупнейшие галереи созданы американцами и европейцами. Собственно, огромное количество инвестиций, вложенных в китайскую культуру, и стало катализатором бурного интереса к творчеству жителей Пекина и окрестностей.

 

В 2008 году Чарльз Саатчи, владелец некогда крупнейшего в мире рекламного агентства и влиятельный галерист, организовал выставку Young Chinese Artists, где представлены работы молодых художников из КНР. Напомню, что 20 лет назад тот же Саатчи устраивал выставку Young British Artists и показал миру Дэмиена Хёрста со товарищи. Хёрст сейчас чуть ли не самый дорогой на свете художник: выставка Superstition в 2007 году ушла с молотка за 25 млн долларов - и для Дэмиена это, в общем-то, не вершина всего и не апофеоз, а вполне себе рабочий момент, хоть и весьма удачный. Другие участники объединения «Молодые британские художники» тоже не страдают. Понятно, что Саатчи сейчас в мире искусства имеет куда как меньше влияния, чем 20 лет назад, и всё-таки.

 

В китайском буме есть ещё один любопытный момент. Если разглядывать ежегодные списки на тему «Самые-самые-самые дорогущие экспонаты современного искусства», то в топе там традиционно оказываются скульптуры, инсталляции и лишь потом собственно живопись. И показательно, что живопись эта китайская, модных скульпторов и инсталляторов в Поднебесной меньше. Один из известных - Чжан Хуан. Например, в начале 90-х этот мужественный человек намазал мёдом и рыбным маслом своё тело, которое в течение часа облепляли мухи. Подобные перформансы в то же время проводили и некоторые заметные персоны российского арта - ползали, например, голыми на поводке и кусали прохожих. Но Чжан Хуана (будь то скульптура «Осёл в перьях» или просто фотографии во время очередного перформанса) сметают на крупнейших аукционах, отдавая по 400-600 тысяч, а многие ли из посетителей Sothbey's знают имя человека, прославившегося поводковым обнажением?

Читать статью полностью>>>

Tags: Живопись, Искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments