Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Права животных как антибиблейский проект



Мы привыкли к тому, что иметь права лучше, чем не иметь. Поэтому идея, что животные имеют свои права, выглядит привлекательно. Однако не стоит забывать, что основанием концепции прав животных является низведение человека до статуса животного. Впрочем, забыть об этом довольно сложно, поскольку вдохновители борьбы за права животных будут возвращаться к этому снова и снова. В "Освобождении животных" (1977) Питер Сингер жалуется на терминологические сложности: обыденное словоупотребление упорно выделяет человека, не давая слить его с прочим животным миром в одном понятии. Американский философ Том Риган (Tom Regan) в своей известной книге "В защиту прав животных" (The Case for Animal Rights, 1983) изящно решает эту проблему. Он то и дело говорит о "негуманоидных животных" (nonhuman animals), ставя, таким образом, человека в позицию гуманоидного животного. Причисление человека к животным является общим моментом всего движения за права животных. Это настолько часто звучащий рефрен, что поневоле задумаешься, что для чего тут служит доказательством: используется ли "животность" человека как аргумент для обоснования прав животных, или сам разговор о правах затеян для того, чтобы нашлась причина приравнять человека к животному.

Итак, у негуманоидных животных и у человека одинаковые базовые права. Равенство в правах – это весьма прогрессивная идея, и распространение её на животных воспринимается ценителями прогресса как значительный шаг вперёд. Но что это значит для самого человека? Прежде всего, то, что у него нет каких-либо дополнительных прав в отношении животных. Нет никакой фундаментальной причины, оправдывающей власть человека над другими биологическими видами. Власть, которой исторически обладает, не имеет под собой морального основания, а потому человека следует считать узурпатором, а использование им животных – безжалостной эксплуатацией. Говоря более обыденным языком, человечеству попросту повезло: самосознание и интеллект оказались более сильным оружием, чем рога и копыта, клыки и когти, и человек выиграл межвидовую конкуренцию, став доминирующим видом на нашей планете. Игра случая, не более того. На долю человека выпал успех, тогда как его существование принципиально ничем не отличается от существования других видов, и никакой особой цели у человека нет. Нет шкалы, по которой человек получил бы более высокую ценность относительно прочих животных. А если такая шкала и есть, то она придумана самими людьми.

Мы видим, что философия прав животных неизбежно вторгается в сферу, традиционно занимаемую религией. Высказываются суждения, отрицающие особое место человека в мироздании. Весь этот комплекс представлений, куда, несомненно, входит и веганство, можно рассматривать как антирелигиозный или, по крайней мере, как антибиблейский проект.

Читать полностью:
http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2637&Itemid=5
Tags: Культура, Религия и атеизм, Философия, Человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment