Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

"Басни в лицах" В.И. Ребикова

Б.Р. Иофис, А.М. Лесовиченко
Педагогический потенциал басни использовался ещё со времён античности. Однако её дидактическая направленность и в наши дни остаётся предметом исследования. Современные дети знакомятся с баснями, начиная с дошкольного возраста, и продолжают их освоение в учреждениях общего образования. Данный жанр всегда актуален и востребован в педагогическом процессе, на что указывают последние исследования в области теории и методики обучения и воспитания.

Вместе с тем, освоение басен школьниками – далеко не столь простая задача для учителя, как может показаться на первый взгляд. В истории педагогической мысли известны обоснованные сомнения в полезности данного жанра для формирования нравственности детей. В частности, резко возражал против использования басен Ж. Лафонтена в качестве дидактического материала Ж. Ж. Руссо. Современные исследователи (Е. Н. Чернозёмова и др.) также отмечают недостаточный уровень готовности детей к адекватному пониманию басен, из чего вытекает необходимость разработки специальных педагогических методов освоения этого раздела школьной программы.

Очевидно, что для проникновения в суть литературного текста современным школьникам необходимо «видеть», «слышать», «чувствовать» персонажей, переживать сюжетную линию вместе с ними. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы представляется использование полихудожественного подхода (термин Б. П. Юсова) к освоению басен учащимися. В этом аспекте в некоторой степени исследованы педагогические ресурсы изобразительного искусства в жанре книжных иллюстраций к соответствующим поэтическим текстам, многие из которых выполнены такими выдающимися мастерами, как В. Серов, А. Дейнека и др.

Не менее важным методом освоения басен, основанном на полихудожественном подходе, представляется педагогическая драматизация. Её применение соответствует природе жанра: исследуя драматургические интенции басен И. А. Крылова, Д. П. Овчинников указывает, что современники называли их «малыми комедиями»]. Данному методу уделяют внимание Г. В. Катулина [9], В. А. Крючкова  и др., однако наиболее детализированной и последовательной можно признать теоретико-методическую разработку проблемы в статье К. Ю. Александровой.

Почти неисследованным остаётся вопрос об освоении басен на основе синтеза литературы и музыки. В частности, существует ряд вокальных произведений на тексты И. А. Крылова, созданных А. Рубинштейном, Ц. Кюи, А. Гречаниновым, Д. Шостаковичем и адресованных взрослому слушателю. Однако в поле специального научного рассмотрения эти произведения не попадали. Следствием такого невнимания становится некорректное использование классической музыки авторами сценариев-драматизаций, основанных на сюжетах басен. Они произвольно включают различные музыкальные фрагменты, не имеющие непосредственного отношения к литературному тексту. Это, безусловно, указывает на наличие практической потребности в привлечении ресурсов музыки для раскрытия содержания и дидактической направленности изучаемых детьми произведений данного жанра, однако поиски решения столь важной задачи осуществляются преимущественно эмпирически и не всегда достигают поставленной дидактической задачи. По нашему мнению, актуальность темы, заявленной в настоящей статье несомненна как в музыковедческом, так и педагогическом аспектах.
Читать текст полностью:  http://culturolog.ru/content/view/2618/81/
Tags: Культура, Литература, Музыка
Subscribe

  • Тирания Big Tech

    Свобода слова в США ушла в прошлое Штурм Капитолия сторонниками Трампа, произошедший 6 января, используется как повод тотального…

  • Цифровой гербарий МГУ

    МГУ представил цифровой гербарий в рамках программы "Ноев ковчег". "Работы по оцифровке университетского гербария начались весной…

  • Литературный мир России

    На сайте Российской национальной библиотеки открыт новый проект — путеводитель по литературно-краеведческим интернет-ресурсам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments