Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Размышления над книгой Евгения Ямбурга "Беспощадный учитель"

Евгения Ямбург Беспощадный учитель

Мы живём в мире, где тон задаёт экономика. Её влияние повсеместно, и мы навыкаем разговаривать на её языке даже тогда, когда говорим о вещах, отстранённых  от прибыли и доходов. Например, теперь считается, что школа оказывает образовательные услуги.

Для экономики человек - это, прежде всего, участник рынка. У него есть потребности, и он ищет возможность их удовлетворить, прибегая к помощи различных сторонних лиц. Деятельность по удовлетворению потребностей потребителей и есть оказание услуг. У детей есть потребность в получении образования, вернее даже, есть потребность у их родителей  дать образование своим детям, и школа удовлетворяет эту потребность, предоставляя образовательные услуги.

И кем в этой проекции оказывается учитель? Он превращается в своего рода менеджера знаний или, как говорили в старину, приказчика. Его задача отвесить нужный объём информации, убедиться, что информация дошла по назначению без потерь, то есть, что ученик усвоил знания. Такая вот сервисная функция.

И школа какое-то время существовала в подобном формате, работая как магазин знаний. Потом спохватились, сообразив, что дети не только учатся; они ещё и формируются как личности, потихоньку превращаясь во взрослых, причём не в каких-то там абстрактных взрослых, а конкретно в граждан нашего государства.  Сегодняшние дети это завтрашний день страны. И этот процесс внутреннего взросления происходит в значительной степени именно в школе. А следовательно, школа неизбежно должна нести воспитательную функцию.

Но как сказать об этом экономическим языком? Получится, что школа оказывает не только образовательные, но и воспитательные услуги. Однако такая формулировка весьма уязвима, ведь не факт, что потребитель ищет именно подобных услуг. Ребёнок вряд ли может хотеть, чтобы его воспитывали, да и не каждый родитель готов мириться с мыслью, что его чадо должен воспитывать кто-то ещё, кроме него. К тому же, можно представить лавку знаний, но как вообразить себе магазин воспитания? Воспитательную деятельность нельзя свести к чистому сервису, это уже не бизнес; в воспитание нужно вкладывать душу. А, стало быть, учитель уже не может быть менеджером.

Настоящие учителя (талантливые педагоги) об этом знали всегда. Они не вмещаются в ячейку, предусмотренную для них миром, где царит экономический интерес. И чувствуя, что заданные им границы слишком тесны для смысла того, чем они по-настоящему занимаются, они не могли не думать, каково их реальное место в обществе. Кем в действительности является или должен являться учитель?

Один из таких харизматичных и талантливых педагогов, Евгений Александрович Ямбург написал об этом книгу, недавно вышедшую в издательстве Бослен, "Беспощадный учитель"[i]. Книга имеет подзаголовок "Педагогика non-fiction". Non-fiction термин литературоведческий и означает литературу, а вернее тексты, содержащие изложение реальных фактов, в отличие от беллетристики, то есть собственно художественной литературы, использующей вымысел. В буквальном переводе non-fiction и есть "невымысел". Но человека, говорящего на русском языке, восприятие подталкивает к несколько другому переводу. "Fiction" звучит как "фикция", а в русском слово фикция имеет особый семантический акцент это нечто ложное, искусственное, имитирующее настоящее, но не являющееся им. И non-fiction читается как "не фикция", то есть как раз подлинное, настоящее. Этот акцент, безусловно, важен для автора. Вот как он формулирует: педагогика non-ficfion это педагогика, опирающаяся на правду фактов, стремящаяся избавиться от иллюзий. Для неё не существует табуированных тем, она готова обсуждать любые "неудобные" вопросы.

Главный вопрос, на который должна ответить педагогика, как воспитать нравственного человека в современном, сложном и противоречивом мире, где у проблем нет типовых схем решения и ни одно из решений не может быть окончательным.

Читать дальше на сайте:
http://culturolog.ru/content/view/3003/57/

Tags: Книги, Культура, Образование
Subscribe

  • Есть ли будущее у бумажных человечков?

    Почему вера делает человека сильнее? Вера, по слову апостола Павла, есть уверенность в невидимом. Она расширяет наши горизонты,…

  • Между камешком и мегалитом

    На сайте Русской народной линии опубликован роман Павла Тихомирова « С камешком в башмаке». РНЛ – православный ресурс и Павел…

  • Надлежащее место для вымысла

    Автор: Андрей Карпов Обвинительный акт против вымысла составить несложно. То, чего нет и никогда не было, участвует в культуре на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments