Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Новейшее возрождение традиции, или Весёлый коровяк

В последнее время стало модно заниматься возрождением традиций. Это, как говорится, тренд. Быть в тренде означает не только быть молодцом, но и возможность оказаться на хорошем счету у начальства. Поэтому возрождением традиций не только занимаются, но об это ещё и говорят, и чем больше, тем лучше.

Однако здесь возникает перфомативное противоречие. Подобный подход к возрождению традиций миру традиции чужд. Он продолжает отрицать традицию, и вместо возрождения лишает её последних жизненных сил.

11 июля в селе Крылово Осинского муниципального района Пермского края прошел неординарный турнир(так он назван в официальном анонсе) «Веселый коровяк».

Вот как это подаётся: «Организаторы праздника «Веселый коровяк» ставят перед собой цель содействовать возрождению российской деревни, ее традициям, уважению к ее истокам, популяризировать богатейшее культурное наследие и современное творчество Пермского края среди жителей и гостей Крыловского сельского поселения». Праздник вписан в региональную программу, которая реализуется под эгидой Министерства культуры Пермского края.

Центром праздника, давшим ему название, является конкурс по метанию сухих коровьих лепешек. Это, так сказать, изюминка на торте, а весь торт – это забавные соревнования и конкурсы, тематически связанные с сельским хозяйством, среди которых – гонки на мотоблоках, бег с садовыми тележками, бег с коромыслами.

Посмотреть на всё это съезжаются туристы, которых в прошлом году было аж полторы тысячи человек. Это позволяет проводить сельскохозяйственную ярмарку.

То есть главное – коммерческий интерес. Который поддерживается культурной программой, для приличия включающей концерт, а в этом году (в честь 70-летия Победы) – и показ  литературно-музыкальных композиций, посвященных труженикам тыла.  Но не это обеспечивает приток публики, а разные забавы… И если где-то бегают с бревнами и кидают на дальность мобильные телефоны, почему у нас нельзя бегать с коромыслами и кидать коровьи лепёшки?

Как подобные мероприятия связаны с туристическим бизнесом – понятно. Как они способствуют возрождению традиций села – не очень. Посткультура, конечно, может принести деньги, но она не может вернуть смыслы. Наоборот, посткультура стимулирует дальнейшее разложение и смешение смыслов. Успешность жизни села оказывается в зависимости от того, как много людей оно сможет привлечь на свои «неординарные» развлечения.

Традиция – это жизнь внутренними смыслами, а тут смысл пытаются вывернуть вовне.  И это – весьма типично. Поскольку заявить о возрождении традиции просто, несложно также воспроизвести этнографические элементы, присущие традиции, но где взять утраченное мировоззрение?
derevenskiy_prazdnik.jpg
Борис Кустодиев "Деревенский праздник", 1914
Tags: Антикультура, Доска культурного позора, Кризис ценностей
Subscribe

  • Однодневный приступ постмодернизма

    Московские власти продолжают перековку доставшегося им населения на европейский манер. В преддверии Валентинова дня (так называемый «День…

  • Эстетическая манипуляция

    Результат налицо: нас убедили, что традиционная эстетика умерла. На сайте Культуролог был проведен опрос «Почему музеи и галереи больше…

  • Технология общения

    Автор: Михель Гофман В обществе, где в отношениях людей главным является экономический интерес, отношение к другим как личностям подменяет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments