Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Наука (из Словаря символов современной культуры)


Словарное определение науки представляет собой идеологически насыщенное высказывание. Поэтому имеет смысл подойти к нему, уже разобравшись, с какой идеологией приходится иметь дело. Общее же понимание того, что есть наука, можно получить, опираясь на здравый смысл.

По сути,  наука – это деятельность по осмыслению практического опыта. Так или иначе, каждый из нас в течение жизни накапливает определённый опыт. Наука же берёт начало с того момента, когда человек задумался над собственным опытом, попытался его структурировать и понять, как же он устроен. Наука позволяет человеку управлять опытом, в результате чего его деятельность становится более эффективной. Она бы не обладала бы никакой ценностью, если бы человек, владеющий научными знаниями не получал бы практического преимущества по сравнению с человеком, этими знаниями не обладающим.

Человеческий опыт можно разделить на непосредственный, где зависимость между действием и результатом (причиной и следствием) кажется очевидной, и опосредованный, требующий обобщений более высокого уровня.  Оба вида опыта человеку равно необходимы и неизбежно накапливаются. Соответственно, на основе первого опыта строится практическая наука, на основе второго – фундаментальная.

Осмысление опыта приводит к выявлению различных закономерностей. Эти закономерности формулируются как эмпирические и теоретические законы, обладающие всеобщностью действия в рамках условий их применимости.

Личный практический опыт имеет значение лишь для самого человека. Наука же трансперосональна, и потому имеет социальную значимость. Наука транслирует опыт от человека к человеку, позволяя нам жить чужим умом. Более того, этот опыт фильтруется. То, что признается несоответствующим истине, отсеивается, остальное обобщается и систематизируется. В ходе этой деятельности возникают и развиваются особые институты, специализирующиеся на производстве и обслуживания научного знания.

Таким образом, понятие науки включат в себя три различных смысловых наполнения. Это:

           - социальные институты, занятые в сфере «научного производства»;

           - знания, исторически упорядоченные в результате деятельности упомянутых институтов;

           - деятельность  по обнаружению новых фактов и их описанию, т.е. производство научного знания.

Обыденное словоупотребление представляет эти смыслы в синтетической слитности, где на первый план выступают знания, которые вроде бы сами собой добываются и организуются. Научная деятельность и различные научные организации в результате оказываются как бы при знаниях, неизбежно порождаемые фактом существования науки как таковой. В действительности же, как и в любой другой сознательной деятельности, приводным механизмом науки является воля людей. То, куда движется наука, в какие формы отливается научное знание, зависит, прежде всего, от установок идеологии, исповедуемой научным сообществом.

Рассмотрим классическое определение науки. Согласно ему, наука  - это особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Из этого определения следует, что существуют и другие виды познавательной деятельности, однако они, в отличие от науки,  дают лишь субъективные, не организованные в систему знания, которые, к тому же не могут быть признаны обоснованными. Понятно, что ненаучные знания имеют гораздо меньшую ценность. Доброкачественные знания поставляет только наука. Иными словами, наука – это деятельность по выработке знаний, которым можно доверять.

Подобное определение  семантически бесплодно.  Оно не даёт знания о своём объекте, поскольку не указывает на реальные признаки, а сводится лишь к оценочной характеристике. Выучив, что наука – это хорошие знания, а хорошие знания – это наука, мы ничего не узнали о том, как отличить хорошее знание от плохого. Вместо рабочего определения мы на самом деле имеем здесь некий символ веры – формулу присяги, позволяющей отсеивать чужаков, её не приемлющих. А это есть прямой признак идеологии. Идеология же, не признающая себя в качестве таковой, неизбежно порождает мифы.


Tags: Культурные символы эпохи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments