Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Паровой человек

Автор Вениамин Гудимов
Обратил внимание на учебник по информатике (для средней школы): автор, касаясь темы памяти, предлагает сравнить человеческую и компьютерную память. И дает подсказку в плане долговечности, четкости, удобства хранения и пр.



Прочитав сие, я подумал о том, что если бы в школе был предмет пылесотика (об устройстве пылесосов), то там было бы логично сравнить человека и пылесос. Итог: пылесос лучше человека. За скобками сознания: собирает, всасывает пыль и пр. Затем пришло озарение: а молоток?! Насколько же он лучше и удобнее: им можно бить по камню или железу, стеклу и бетону. Однозначно молоток лучше человека - ну, или хотя бы его мягкой руки. А музыкальный центр?! Он может играть день и ночь - а человек от силы пару часов. А обыкновенная лампа? Которая светит и светит, не задавая вопросов? А видеокамера - которая снимает и снимает? А автомат? А самолет? Бульдозер?
Смешно и печально... Одно видео о инновациях в образовании чего стоит: сенсорная комната источник счастья и место восстановления душевной гармонии учеников начальной школы. Счастье на расстоянии нажатой кнопки.
Все это - контуры мифа о человеке-приставке, элементариуме, который сделался - сам?! - сопоставимым с нечто меньшим, которое выдавало себя за большее. Миф древний, хотя вопрос времени для мифа не имеет никакого значения - если вы оказались в нем, все происходит как когда-то. С вами как не с вами: рассыпанные артефакты образуют ход вещей, который куда-то несет вас.

Александр Салтавец Механический человек
  
Александр Салтавец "Механический человек", 2008

Этот миф излучает беззаботный универсализм, в свете которого человек и механизм - одно и то же. Знак равенства порождает и порождал химер. Они известны. Например, «робокоп» начала 21 века.«Чудесный паровой человек» 1868 года Эдварда Эллиса. Цитата из последнего:
«…Вероятно, сейчас следует дать описание своеобразного механизма. Он был десять футов в высоту. Верхушке трубы была придана форма шляпы из фетра, покрашенной в блестящий чёрный цвет. Лицо было сделано из железа, покрашенного в чёрный, на нём была пара страшных глаз и огромный ухмыляющийся рот. Нос использовался как свисток. Паровой котёл помещался там, где у человека грудь, и в большом рюкзаке на плечах и спине. Две руки, похожие на выступы, держали поршни, а широкие, плоские ступни были усеяны острыми шипами, как на обуви бейсбольного игрока. Ноги были довольно длинные, а шаги естественные. Только когда он бежал, прямая осанка показывала, что это не человек. В рюкзаке были клапаны. Спереди была нарисована жилетка. В ней находилась открытая дверца для подачи топлива (топливо и вода лежали в повозке) и труба, идущая вдоль поршня и связанная с котлом…». Источник.
Когда вам говорят нечто вроде: «в мозге человека нет порта для быстрой загрузки информации» - вы ловите себя на ощущении, что язык этого мифа представляет собой сладкую пыль, которая забивает глаза и доставляет странное удовольствие от расставания с человечностью. Эта пыль, покрывая собой смысловой рельеф, маскирует пропасть, лежащую между памятью человека и памятью вещественной.

Читать статью полностью на CULTUROLOG.RU>>>
Tags: Символическая действительность, Человек
Subscribe

  • Чувство вины перед природой в эпоху Ренессанса

    Автор: Инга Томан Леон Баттиста Альберти в диалоге «Теодженио» дает человеку уничижительную характеристику, не менее страстную,…

  • Имена городов

    Автор: Андрей Дахин Современные дискурсы по проблеме именования и переименования городов, чаще всего, рассматривают «названия» в…

  • Свобода личности или свобода индивида?

    Автор Михель Гофман Постиндустриальное общество уничтожило понятие нищеты и предоставило множество свобод. Каждому предоставляется огромное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments