Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Читая "Трудно быть богом " А. и Б. Стругацких

rycar.jpg
Антонис ван Дейк "Портрет рыцаря с красной повязкой", 1625-1627 годы
«Трудно быть богом» - один из самых популярных романов братьев Стругацких. Написан он был в 1963 году, впервые опубликован в 1964 (в сборнике «Далекая радуга»).  Роман замысливался как веселый, приключенческий, в духе «Мушкетеров» Александра Дюма. И местами эта аналогия справедлива. Правда, в отличие от произведений  Дюма, «Трудно быть богом» написан насыщенным языком, при высокой художественности которого полностью отсутствуют длинноты, сюжетные отступления, описания ради описаний и т.п.  Повествование на протяжении всего романа держит читателя в напряжении  - во многом, благодаря тому, что происходящие события   показаны глазами лишь одного персонажа – Руматы Эсторского (он же – Антон, сотрудник  земного Института экспериментальной истории). И читатель, невольно начиная отождествлять себя с главным героем, сам становится участником этих событий.  Ощущению динамичности способствует и то, что всё умещается  в короткий  промежуток времени (несколько дней).

Однако,  несмотря на то, что роман читается «на одном дыхании», его нельзя считать легким чтением. Это  типично для Стругацких. Тем и интересно  творчество этих авторов, что за увлекательным сюжетом  у них всегда стоит философская проблематика. При этом  о серьёзных вещах Стругацкие говорят языком, который доступен всем, выражая сложные мысли в ярких и ёмких, а потому запоминающихся  формулировках; а то, что они говорят, касается любого думающего человека. В конечном счёте, всё творчество Стругацких вращается вокруг вопроса, что значит быть человеком? Человеком  ещё нужно стать, а ведь можно и потерять человеческое достоинство; и они изучают эти пограничные состояния.

Действие романа «Трудно быть богом» происходит в «мире Полудня» - коммунистическом будущем Земли, где решены  все социальные проблемы земного общества. Однако есть и другие планеты, где местное человечество ещё не достигло подобной ступени развития.  На одну из таких планет прибывают земляне - агенты Института экспериментальной истории. Их задача  - внедриться в общество «аборигенов», чтобы наблюдать за развитием событий, и, по мере сил, помогать историческому прогрессу. Земляне прошли специальную подготовку, в их распоряжении – самая передовая техника, они обладают потенциалом, многократно превосходящим возможности технически отсталых представителей местного человечества. Но реализовать его в полной мере не могут – это означало бы лишить жителей планеты своей собственной истории.  Могущественные, по местным меркам – почти боги, люди Полудня вынуждены жить по законам отсталого мира. В результате  вопросы, казалось бы, давно разрешённые в человеческом обществе, для них снова становятся актуальными:  что делать при встрече со злом? или даже не с активным злом,  а с тупостью и бездуховностью? Какими должны быть моральные основания личных поступков? Допустимо ли насилие?

Стругацкие не дают прямых ответов.  Они побуждают читателя думать. Человеку, обычно сторонящемуся  подобных вопросов,  так как они часто излагаются, как ему кажется,  скучным или слишком сложным языком философии и богословия, может быть, и будет полезно прочитать «Трудно быть богом».  Роман, ничего прямо  не навязывая и не слишком напрягая, даст ему возможность ощутить ответственность, которую несёт каждый человек в своей собственной жизни, а может быть и разобраться с тем, что значит быть человеком  для него самого.

Однако,  хотя готовых ответов в романе нет, там есть подсказки – так проявляется авторская позиция, которую и осознанно,  и невольно авторы передают читателю. И, стоит отметить, что позиция эта – нехристианская. При этом Евангелие Стругацкие, несомненно, читали, - порою они даже полемизируют с ним. Надо ли стремиться возлюбить ближнего, если этот ближний –закоренелый обыватель, лишенный какого-либо духовного измерения? Стоит ли прощать людям на том основании, что они не ведают что творят, когда ты знаешь, что они творят несомненное зло?

Стругацкие исповедуют веру не во Христа, а в способность человека самому стать лучше, - то, что называется гуманизмом.  А гуманизм, лишенный  христианской опоры, способен принимать довольно пугающие черты. Например, он позволяет выделять лучших людей, так сказать «людей в полной мере» и пренебрегать прочими. В «Трудно быть богом» это легко заметить: человечество далёкой   планеты – ещё не полноценные люди, а «человеческие заготовки». Значение имеют лишь те, кто стремится к новому (ученые, книгочеи, люди искусства). Те, кто довольствуется тем, что имеет, авторов не интересует или даже вызывает презрение.

Полный текст статьи на CULTUROLOG.RU>>>
Tags: Книги, Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments