Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Лекция: Освоение навыков чтения и интерпретации текстов культуры

Автор: Гульназ Коваленко

Функция мышления – отражение предметов объективной действительности. Это отражение может осуществляться двумя способами. Первый способ объединяет человека и животных, это первосигнальное, чувственное отражение реалий. Второй способ – второсигнальный, отражение через обмен мыслями. Для осуществления обмена мыслительной информацией необходимо средство связи. Таким средством стал язык. Механизм языкового способа отражения функционирует как система обозначений. Возможность различных знаковых систем служить орудием познания актуализируется в высказываниях, их характер связан с разными видами мышления. Ученые, сталкиваясь с системой обозначений, пытаются выявить роль языковых знаков в познании. Условно любую знаковую систему можно представить как текст. Наряду с общеязыковыми знаковыми системами (коды ЭВМ, системы дорожных знаков, национальные языки и др.) всегда существует множество индивидуальных знаковых систем, например, в произведениях искусства. Художественный текст (литературный, живописный, музыкальный и т.д.) – произведение творческого акта, в нем художник как бы создает свою модель реальности. Ю.М. Лотман рассматривал язык искусства в целом как художественный код, который подлежит расшифровке адресатом.

Текст в семиотике понимается как осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал. Для анализа художественного текста необходимо различать явные и неявные смыслы. В истории культуры можно проследить тенденцию движения знаков от конкретного к абстрактному. Сокращение формально выраженной информации – это тенденция современного искусства. Она возникает как очередная ступень абстрагирования смысла. Так, в изобразительном искусстве, начиная с эпохи Ренессанса, господствовал принцип «похожести», натуральности как один из главных критериев художественности. Картины русских передвижников также имеют описательный характер. В XX в. ситуация меняется. Стремление передать сложность мира, отразить глубокую связь микрокосма и макрокосма, охватить в этом отражении мир внутренний и внешний приводит художников к системам означивания, передачи широкого смыслового пространства художественными символами, концентрирующими информацию. Искусство развивается от уподобления внешним нормам жизни к отражению ее скрытой сущности.

С точки зрения культурологии, чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. Исключительно важным, на наш взгляд, является изучение источников как выражение текстов.

Тип объединяет источники, отличающиеся способом кодирования информации и её хранения. Можно выделить следующие типы источников: письменные, вещественные, устные, фото-, фоно- и кинодокументы.

Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которые характеризуются одинаковостью внутренней формы источника (структурой), вытекающей из единства происхождения, содержания, назначения источника при его создании. Например, выделяют следующие виды письменных источников: летописи, законодательные акты, делопроизводственную документацию, частные акты, статистические источники, периодическую печать, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма), литературные памятники, публицистику и политические сочинения, научные труды, материалы планирования народного хозяйства и др. Видовый признак не является признаком достоверности, и на основании его не может быть оказано предпочтение одному источнику перед другим.

ПОлный текст лекции (по специальности "Культурология"): http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1704&Itemid=57
Tags: Культура
Subscribe

  • Есть ли будущее у бумажных человечков?

    Почему вера делает человека сильнее? Вера, по слову апостола Павла, есть уверенность в невидимом. Она расширяет наши горизонты,…

  • Между камешком и мегалитом

    На сайте Русской народной линии опубликован роман Павла Тихомирова « С камешком в башмаке». РНЛ – православный ресурс и Павел…

  • Надлежащее место для вымысла

    Автор: Андрей Карпов Обвинительный акт против вымысла составить несложно. То, чего нет и никогда не было, участвует в культуре на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments