Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Религия и европейское образование


Автор: Павел Герасимов

Современные политологи считают, что в современном мире религия становится маркером цивилизации. Действительно, практически во всех международных конфликтах в явном или неявном виде присутствует религия. Однако если взглянуть внимательнее, окажется, что конфликт происходит не между разными цивилизациями, а между разным образом жизни, «между религиозным мировоззрением и религиозными сообществами, с одной стороны, и идеологией секуляризма, секуляристским обществом, с другой». Идеология секуляризма вытесняет на обочину жизни все, что связано с религией, но в результате происходит обратное: увеличение присутствия религии в современном мире.



Пересмотр оценки роли религии в современном обществе осуществили те, кто некогда отрицал эту роль. Европейский идеолог коммунитаризма Юрген Хабермас в 2001 году, назвав современное время эпохой постсекуляризма, признал неумение секулярной идеологии отвечать на аксиологические вызовы новой эпохи. Питер Бергер, классик социологического подхода к религии, в 70-х годах утверждал, что «религиозные традиции утратили свой характер свободных символов для общества в целом, и общество должно теперь искать интегрирующие символы в каком-то другом месте. Те, кто продолжают придерживаться универсума, определенного религиозными традициями, оказываются в положении когнитивных меньшинств». И вот он в 1999 году издает книгу, противоположную своим прежним взглядам: Desecularization of the World.



Ужасы мировых войн вызвали шок в протестантской мысли. Атмосфера Первой мировой войны побуждает Карла Барта назвать религию Вавилонской башней, чисто человеческим изобретением, вызовом, брошенным Богу (лекция «Праведность Бога», 1916 г.). А накануне Второй мировой войны в 1932 г. Барт даёт название главе Церковной догматики «Откровение Бога как отмена религии». Арестованный в 1943 году в Германии Дитрих Боннхёффер из застенков гестапо призывал к «безрелигиозному христианству». Альберт Швейцер писал в 1934 году: «Религия оказалась бессильной сопротивляться тому духу, благодаря которому мы оказались втянутыми в войну. Она была побеждена этим духом. Она не смогла ничего противопоставить антигуманным и неразумным идеалам, породившим войну, и, когда война разразилась, религия капитулировала». В 60-е - 70-е годы в США под натиском секуляризма возникает теология «смерти Бога» и теология «смерти теологии». «Из уст западных теологов прозвучал столь отрадный для секулярного мира соглашательский тезис о гибели институциональной религии», - пишет А.В. Журавский. Однако в конце XX века стало очевидно, что во всех странах мира набирает силу противоположная тенденция - тенденция религиозного возрождения, возврата духовности, т.е. десекуляризация и, следовательно, ресакрализация общества. Это видно не только на примере нашей страны, но и в США, и в Европе, в исламских и азиатских государствах. Во многих обществах даже политические реформы проходят при непосредственном участии представителей конфессий. Недавно выдавленные на обочину социума, религиозные идеи вновь становятся в центре внимания. XX и XXI столетия породили потоки эмигрантов и иммигрантов. Смешение культур и религий и порожденных ими менталитетов заставляет осмыслять религиозную составляющую современного общества. Обилие новых религиозных движений (сект) вызывает необходимость вспомнить традиционные религиозные системы. Можно так перефразировать древнюю мудрость: «Скажи мне, какова твоя религия, и я скажу кто ты».



«В этих условиях, - считает А.В.Журавский, - роль религиозного образования, а точнее, преподавания знаний о религии, становится чрезвычайно актуальной задачей для гражданского общества». Конечно, невозможно придумать универсальный канон знаний о религии, подходящий для всех обществ, как некогда не удался проект создания универсального общечеловеческого языка эсперанто. Объективные политические различия, разные культурные уклады, локальные особенности этносов не позволяют осуществить такой проект. Но перед современным обществом стоит задача - найти оптимальный способ преподавания этих знаний, не ограничивая многообразия форм представления этих знаний в разных социокультурных и цивилизационных условиях.

Читать полностью>>>
Tags: Исследования, Образование, Социум
Subscribe

  • Тирания Big Tech

    Свобода слова в США ушла в прошлое Штурм Капитолия сторонниками Трампа, произошедший 6 января, используется как повод тотального…

  • Глобализационные процессы в истории культуры

    Автор Прозерский В. В. Проблема глобализации культуры (происходящей параллельно с глобализацией науки, созданием мирового рынка…

  • Катастрофический сдвиг

    Автор: Андрей Карпов Избирательность социального восприятия хорошо известна, но, как и многие другие тривиальные вещи, часто упускается из виду.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments