Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

"Джаз-фантазия" Карла Сэндберга

Автор Константин Белов 
(Текст выступления перед студентами политехнического института)


Петербургский поэт Бессонов, один из персонажей романа Ал. Толстого “Хождение по мукам”, в канун первой мировой войны делает запись в своем дневнике: “Мы живем на стыке двух веков: один, пышный и великолепный, закатывается; другой – нарождается в грохоте стали, в дыму заводских труб, в вони и грязи улиц рабочих окраин”.

У Бессонова говорится о  веке уходящем; но разуметь здесь под веком нужно   новейшее   время   в Европе, т.е. особенности жизни века XVIII и века XIX. Именно это время названо “пышным и великолепным”. Конечно, таковым его можно считать, если судить о нем исключительно лишь по достижениям человеческого духа. (Да, блеску материальной жизни было тоже очень много, но этот блеск – не самый главный блеск эпохи).
Высокое философствование нового времени…
Высокое этого времени искусство…
Именно, именно через них представляется прекрасным человек обозначенной эпохи.
О характере философствований о лучшем устроении человеческой жизни можно судить по таким строчкам живших в эту эпоху, как
“из чистого разума не произойдет ничего разумного” (это из Гёльдерлина, 1770-1843),
“Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах” (это – Жан Жак Руссо, 1712-1778)
Гете: “И для тебя ещё вопрос,
          Откуда в сердце этот страх?
          Как ты все это перенес
          И в заточенье не зачах,
          Когда насильственно, взамен
          Живых и богом данных сил,
          Себя средь этих мертвых стен
          Скелетами ты окружил?”
                                       (“Фауст”)
О существе же, о духе высокого искусства можно судить по такому вот шедевру Федора Тютчева: “Хоть я и свил гнездо в долине,
                                   Но чувствую порой и я,
                                    Как животворно на вершине
                                    Бежит воздушная струя, –
                                    Как рвется из густого слоя,
                                    Как жаждет горних наша грудь,
                                    Как все удушливо-земное
                                    Она хотела б оттолкнуть

                                    На недоступные громады
                                    Смотрю по целым я часам, –
                                    Какие росы и прохлады
                                    Оттуда с шумом льются к нам!
                                    Вдруг просветлеют огнецветно
                                    Их непорочные снега:
                                    По ним проходит незаметно
                                    Небесных ангелов нога…”
Нет, мы не ошибаемся, мы не субъективны – утверждая, что в такой вот поэзии просматриваются ее родовые черты, т.е. черты поэзии как таковой.
Подлинные художники (= поэты) очень всегда это тонко понимают. У Льва Толстого в дневнике замечательно точно определено существо всякого   художественного: “Основной конфликт писания – это конфликт поэзию чувствующего и нет”.
Поэтическое – это само счастье или мечтание души о счастье.
А что есть счастье?
Это – ощущение полноты бытия.
А когда это ощущение бывает у человека?
Меняется ли понимание человеком того, что есть его счастье?
Думается, что нет.
Но меняются пути, ведущие к счастью.
Согласны с этим? Нет?
“Век шествует путем своим железным, // В сердцах корысть и общая мечта  // Час от часу насущным и полезным  // Отчетливей, бесстыдней занята”.
Подмеченные Евгением Баратынским особенности жизни нового времени первой трети XIX века – особенности эти еще резче обозначились в веке XX-м – веке торжества технологической цивилизации…
Нам в школе предложили написать сочинение – “Ваше отношение к симфонической музыке”.
И все написали.
А куда можно было деться-то?!
Написали об этой музыке даже те, которые знают о ней только понаслышке.
Но написали – как надо писать.
А как надо писать про симфоническую музыку – про это говорить не надо?
Я сейчас включу одну запись, а вы потом скажите – кто это и что это.
(Слушают одно из самых известных произведений Моцарта – 40-ю симфонию).
Не в упрек, не в обиду скажу вам сейчас – просто в констатацию факта: этого автора вы не знаете и не знаете этого произведения. Но главное не это. Печаль не в том, что вы несведущи в симфонической музыке, а в том, что эта музыка вам совершенно непонятна. Более того – она вам совершенно чужда.
К. Паустовский рассказывает в своей автобиографической “Повести о жизни”, как одна из его тёть, которая жила в какой-то там степной глухомани, приехала в гости в Киев. И ее повели в оперу. Она сидела в партере, вся, подавшись вперед, к сцене, и под конец, когда уже дали занавес, когда умолкли аплодисменты, и публика стала расходиться, эта деревенская женщина одною рукой схватила за плечо свою городскую сестру, которая привела ее в оперу, другую же руку протянула к сцене, заплакала и воскликнула: “Це, Дуня, мое мисто!”
Вы же не заплачете.
Потому не заплачете, что живете совсем другим – совсем не тем, не теми чувствами, которыми жили те, кто писал симфоническую музыку, и кто ее когда-то слушал – понимая, то есть, чувствуя ее.
Чем/как живем мы?
Прочту вам сейчас стихотворение Карла Сэндберга (американского поэта, писавшего в 20-х – 30-х годах – преимущественно в Чикаго). Стихотворение называется “Джаз-фантазия”.
“Барабаны, гремите – бум, бум. Изнывайте жалобно, банджо.
      Рыдайте извивами горл саксофоны. Играй, о джаз-банд!

Без жалости бейте суставами пальцев по жести кастрюль,
      отрыгивайте тромбами тромбы, верещите наждачной
      бумагой, хуша, хуша, хуш…

Войти, как ветер осенний в вершинах деревьев, вопите, как
будто от боли в ужасе, вопите, как бешеный автомобиль,
ускользающий от полицейского мотоцикла. Играй, играй,
джаз-банд, оркестр барабанов, банджо, рожков, саксо-
фонов, кастрюль, – пусть двое пьяных сцепившихся
на лестнице рьяно, бьют наугад, наобум и катятся вниз
по ступеням.
Вопите музыкой зычной… А там, на Миссисипи, ночной
пароход пробирается вверх по темной реке с ревом
гуу-уу-уу-уу – …и зелеными фонарями взывает к далеким
нежным звездам…
А красный месяц скачет на черных горбах прибрежных
холмов…
Играй, о джаз-банд!”
                                                                           
jazz.jpg
Камиль Илер (Hilaire Camille) (1916-2004) "Джаз"
Можете сказать, о чем это стихотворение?

Читать текст полностью на CULTUROLOG.RU>>>
Tags: Кризис ценностей, Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments