Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Туризм как феномен визуальной культуры

Автор Олег Чулков, к-т филоф. наук, доцент

Это совсем не то, что в Вестфалии и в замке господина барона; если бы наш друг Панглос побывал в Эльдорадо, он не утверждал бы более, что замок Тундер-тен-Тронк — лучшее место на земле. Вот как полезно путешествовать!Ф-М. Вольтер, Кандид, или Оптимизм

Современные разновидности туристических практик едва ли возможно осмыслить в контексте той культурной традиции, которая сформирована «архаическими» формами путешествий (военный поход, странствие купцов, паломничество, освоение земель, миссионерская деятельность). «Нет ничего более чуждого чистому путешествию, чем туризм и досуг», — замечает Ж. Бодрийар в путевых заметках об Америке [1, 76]. Путешествие изначально предполагало сопряженное со множеством опасностей движение от привычного к неизвестному, вхождение в пространство собственного посредством обнаружения Иного, возвращение к себе, через встречу с Другим.  Путь всегда многотруден, поэтому соотнесение английское travel (путешествие) с французским travail (труд, особенно тяжелый), возможно, не совсем корректно с точки зрения этимологии, но имеет вполне ясный культурфилософский и антропологический смысл. Путешествие встроено в историю культуры на уровнях освященных традицией практик, ритуалов и повествований. Например, архетип странствия по водной стихии задан в европейской культуре образом Одиссея, который в различные исторические периоды претерпевает весьма радикальные изменения: опытный мореплаватель у Гомера, философ-неоплатоник у Порфирия, одержимый жаждой «изведать мира дальний кругозор» гуманист у Данте. «Во всех модификациях странствий Одиссея (от Гомера до Джойса) обнаруживается общие элементы, свидетельствующие о наличии единой дескриптивной схемы, обусловленной не столько реальным опытом путешествий, который мог быть доступен той или иной историко-культурной традиции, сколько общим представлением о путешествии как таковом, зафиксированным в структурах человеческого воображения» [4, 281].
Григорий Андреевич Шпонько Туристы
Григорий Шпонько "Туристы", 1980-е
В противоположность путешествию, смыслы туристической поездки вполне описываются пятью известными определениями Малкольма Крика: Sun, Sex, Sights, Savings, and Servility (Солнце, Секс, Виды, Скидки и Услуги) [5, 307]. В этом перечне с визуальной культурой напрямую соотносится лишь третий пункт, который обычно воспринимается как свойственное людям стремление любоваться экзотическими «красотами природы» и монументальными произведениями искусства. Следует, однако, обратить самое пристальное внимание на то обстоятельство, что рождение туризма как культурного феномена и коммерческого проекта совпадает по времени с изобретением первых технологий фиксации визуальных образов. Действительно,  когда в середине XVIII в. (1758 г.) была основана «Cox & Kings», ныне считающаяся первой туристической компанией, в европейских художественных мастерских и научных лабораториях проводились первые успешные эксперименты, позволившие превратить camera obscura в подобие современного фотоаппарата. В том же году был опубликован роман Француа-Мари Вольтера «Кандид, или Оптимизм», главный герой которого (одна из характерных его реплик вынесена нами в эпиграф), совершает трагикомический вояж по миру — последнее путешествие классической эпохи.

            В 1785 г. Иоганн Готфрид Гердер, передал издателям вторую часть «Идей к философии истории человечества», в которой автор обобщил доступные ему свидетельства путешественников о быте, облике и нравах народностей, населяющих Землю, и в заключении мечтательно изложил проект всеобщей физиогномики человечества (теперь эта наука называется «визуальной антропологией»): «Как было бы прекрасно, если бы по мановению волшебной палочки все неопределенные мои описания превратились в живые картины, — тогда перед человеком явилась бы целая галерея нарисованных форм и фигур, присущих его собратьям. Но как еще далеки мы от исполнения подобного антропологического пожелания!» [2, 167]. Гердеру не было известно о том, что «волшебная палочка», о которой он грезит, годом ранее уже изобретена французским музыкантом Жиль-Луи Кретьеном. Основными достоинствами изготовленного Кретьеном физионотраса (от фр. physionomie — черты лица, trace — след, черта, линия) являлись точность изображения и его «автоматическая», не требующая художественных навыков оператора, фиксация на бумаге. Таким образом, первый шаг к визуализации и омассовлению туризма был сделан: путешествие более не зависело от превратностей судьбы и личных достоинств путника (забота о билетах, гостинице, обеде возложена на туристическую кампанию), а закрепление интересующих «видов» было отнесено к компетенции изготовителей соответствующего устройства.

В 1841 г. Томас Кук организовал железнодорожную экскурсию для 570 клиентов — туризм стал массовым. В том же году, британский химик Уильям Генри Ф. Тальбот получил патент на технологию негативно-позитивнoй калотипии, позволявшей изготавливать множество снимков  — изображение стало тиражируемым (в отличие от изобретенного двумя годами ранее Луи Жаком Дагером метода фототипического воспроизведения оригинала). Лишь при поверхностном рассмотрении, может показаться, что мы имеем дело с двумя случайно совпадающими параллельными тенденциями, в действительности же, перед нами два аспекта одной и той же метаморфозы — антропологический поворот XVII-XVIII вв. предваряющий визуальный поворот европейской культуры XX в. Симптоматично, что по воспоминаниям самого Толбота, идея фиксации изображений впервые возникла у него во время путешествия по Швейцарии. Наслаждаясь пейзажами, он раздумывал о способах усовершенствования camera obscura: «именно в этих размышлениях мне вдруг пришло в голову, сколь очаровательно было бы, когда бы оказалось возможно заставить эти природные образы надолго запечатлевать самих себя и оставаться закрепленными на бумаге!» [3, 217]

Как только путешествие приобретает черты «туристической поездки» возникает соответствующее подразделение индустриальной системы (спрос порождает предложение), со всеми необходимыми атрибутами производства услуг, включая рекламное сопровождение, в котором визуальные феномены, замыкаясь на себе, приобретают дополнительное измерение и «плотность». Наиболее эффективным средством стимуляции потребительского интереса к туристическим поездкам становится визуальная реклама — почтовая открытка с «видами», журнальный разворот,  «случайный» кадр в кинофильме, видеоролик. Сочетание профессиональной съемки с любительскими снимками и видеосюжетами позволяет в максимальной степени приблизить туристический объект к его потенциальному потребителю. Приблизить настолько, чтобы в искусственно созданном стереоскопическом «эффекте присутствия» визуализированное путешествие оказывалось одновременно объектом и средством рекламы. Системы V-TRS (Visual Tourism Recommender System) и подобные ей сетевые ресурсы, позволяющие визуализировать поиск возможных туров, в перспективе могут превратиться в привлекательные места «нет-серфинга» [6, 162]. Постепенное сужение дистанции между событием и его визуальной репрезентацией, предполагает возможность их полного отождествления. Пункт «Sights» в определении Малкольма Крика неожиданно приобретает новый смысл в результате стремительного развития «виртуального туризма», превращающего рекламные «виды» в туристические «сайты».

Виртуальный туризм обладает достаточным потенциалом, чтобы заменить собой и классическое путешествие, и «реальный» туризм. Такого рода «туристические путешествия» осуществляемые в пределах комнаты, заведомо безопасны и комфортны. Компьютерная мышь становится единственным средством передвижения в пространстве виртуальных путешествий, в котором легко осуществимы визуальные сценарии рекреационного, экологического, культурно-познавательного и других видов современного туризма.

http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1559&Itemid=6
Tags: Культура, Социум
Subscribe

  • Лев Иванович Киль: профессия – военный, призвание – художник

    До 12 сентября 2021 г. в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва) проходит выставка «Лев Иванович Киль: профессия – военный,…

  • Илья Яскевич. Этюды

    До 22 августа 2021 г. в Томском обласном художественном музее работает выставка «Илья Яскевич. Этюды». В экспозиции представлено…

  • Портрет лета

    В Музее современного искусства "Артмуза" (Санкт-Петербург) до 25 августа проходит выставка семейной пары — Юлии Бобровой и Сергея…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments