Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Сюрреализм, метафора, композиция...

Автор: Александр Фельдман

Прочитал однажды фразу, брошенную с вызовом, в которой Анри Картье-Брессон был назван сюрреалистом. Обидно не стало. И ему теперь, - с почтением снимаю шляпу перед мэтром, - нипочем бормотанья обделенных вниманием. Стремясь к почестям, громоздятся и на классика. Да и не сюрреалист Анри Картье Брессон. А если бы и был, что обидного в том, чтобы быть сюрреалистом, если так случилось?

sur1.jpg
  Анри Картье-Брессон

Сюрреализм не отражает состояния среды. В произведениях сюрреалистов предметы могут только намекать о себе, но все же узнаваемы. Зритель не теряется в непонятном, если узнает знакомые очертания. Авторы осторожно интерпретируют формы вещей. Есть пределы изменения очертаний, за которыми изобразительная форма утрачивает идентичность, узнаваемость. Это касается всех стилей. Зритель, узнавая предмет, легко принимает как должное авторские пренебрежения условиями реальности, это может мотивировать и его воображение к развитию фантазий.

Сюрреализм все же не гора, чтоб преодолевать и побеждать, не клуб избранных, не манера исполнения, а просто-напросто развернутая многоплановая визуальная метафора. Не настоящий, не литературный, иного рода - визуальный, но троп. Сюрреалиста не заботит дотошное отображение состояния предметов окружающего мира. Впрочем, как мало кого заботит это в зарисовках сцен судебных заседаний или в изображений, иллюстрирующих отчеты, архивы и плановые запечатления повседневности.

Не страдает этим и street. Ему приписывают фактографическую описательность. Но делают это не разобравшись в существе дела, а иные им вторят. Street не жанр, если совсем строго классифицировать, но лишь дивиргенция жанра. Выжившие останки расщепления жанра «жанр». Мир изменяется. Авторы испытывают стойкость даже устоявшихся изобразительных жанров. Досталось и фотографическому жанру, бесхитростно по-любительски названному когда-то «жанр». Попадание любого из жанров в классификацию лишь закрепляет обычай. Сначала мода на стиль, потом потакание спросу, нарастает и шум в толпе, обсуждающей рефлексии критиков и умничания спекулянтов идеями. Жанр никак не влияет на восприятие «мира рамки». Будь это кадрирующая рамка фотоаппарата, или подрамник живописного полотна, или сложенные в рамку пальцы кинооператора, или обрамление сцены... Художникам не нужны определения жанров, чтобы создавать «миры рамки». Зрителю же знание имени жанра помогает порой добраться ближайшим путем к собственным переживаниям при восприятия «мира рамки». Но истина одушевления принадлежит откроется только его чувствам, а не прописным рефлексиям.

В кино, к примеру, «свой street» тоже есть. Своеобразный, но есть. Его и называют иначе, чем в фотографии, хроникальным или хроникально-документальным кино. Благозвучнее не придумалось. Этакий «свой street» кино ближе к фотографической идее мировосприятия, вне жанров и направлений. Хотя бы потому, что в этом кино режиссерскому в авторе приходится поспевать за операторским в нем же. В «своем street» кино однажды придумали забытую ныне профессию кинохроникера и даже чудную должность режиссера-оператора. Сам смотрю, сам интуичу, сам едва поспеваю за сменой декораций осмысливать увиденное, сам отбираю в «мир кинорамки» (она, ой, как далека от «мира рамки» фотографии), сам строю картинку и сам командую себе: «Мотор!». ...И в театре тоже есть «свой street». Думается, что и в музыке также, пусть и умозрительно...

Street движется на фотографа... В прочих искусствах авторы входят в него, в иных по впечатлениям от этой реальности строят иную или подражают настоящему. Но все обобщают, найденное в «street», пытаясь не завязнуть в частностях.

sur2.jpg
  Анри Картье-Брессон

В фотографии погружение в street провоцирует раскрыться привычно убаюкивающую иллюзию однообразия. Повседневность обнаруживает вдруг подспудное кипение бунтарских страстей. Душа автора отзывается street(овскому) манифесту визуальной свободы. Он опредмечивает и зов пространства, и коммуникацию. Автор визуализирует как одушевленное до того бывшее невидимо одушевленным. Еще за оградой «мира рамки» street(а) проступает признаки авторского своеобразия. Его стиль, фирменный прием даже оформление закрепляет как бы копирайт видения мира. Лучшие произведения street(а) провоцирует к авторизации собственных идей и зрителя. Талант автора будит воображение зрителя и незаметно вовлекает его воображение в полновесное соавторство. В своих фантазиях зритель интерпретирует по-своему «мир рамки» автора, независимо и по-своему трактует предъявленные факты. Первый же всплеск восторга вербует зрителя в совместное творчество. А уж для материализации идей, рожденных из восхищения street(ом) от хорошего автора, в развитие впечатлений в визуальные продолжения, зрителю пригодится даже и фотоаппарат в мобилке, чего уж там...

Если хотите без пафоса, то street(чик), которого в былые времена звали по-простому, репортер, отличался от прохожего не столько мастеровитостью и владением сложных фотографических технологий, но тем, что видел невидимое другим и даже предчувствовал наступление событий. Он знал, что вот-вот та дама поднимет руку, чтобы придержать сдуваемую ветром шляпу, а девочка в противоположном конце кадра повернет голову в нужную сторону и композиция завершится чудесным совершенством. Репортер нажимал на кнопку спуска затвора и в этот момент дама придерживала шляпу, а девочка поворачивала голову.

Прочитать статью полностью на CULTUROLOG.RU>>>

Tags: Искусство, Фотография
Subscribe

  • Евгений Рачёв. Книжная иллюстрация

    До 19 декабря 2021 г. в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки (Москва) проходит выставка книжной иллюстрации…

  • Сергей и Анна Шильниковы. Живопись

    С 29 ноября по 11 декабря 2021 года в выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников (Москва, Тверская-Ямская, 20)…

  • Эстетика Возрождения

    Автор Алиса Загрядская Человеку времен позднего Средневековья и Ренессанса присущ особенный тип мышления, создающий и формирующий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments