Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Государство - что и кто это?

Автор: Анатолий Григорьев


В различных случаях, связанных с возникновением острых жизненных проблем и необходимостью их разрешения, нередко можно слышать запальчивые возгласы: Где же Государство!, Государство должно обеспечить!, Государство должно контролировать!, Государство должно дать! Или же, напротив, можно слышать, что Государство не может это обеспечить, не должно в это вмешиваться, люди не верят Государству. Так говорят и рядовые граждане, и статусные – начальники, чиновники разных рангов, парламентарии разных уровней, представители разных видов властей. А кто же, именно, каким образом должен объявиться, чтобы обеспечить, контролировать и всё устроить так, чтобы каждый рядовой гражданин ощущал и верил, что Государство его бережёт, защищает, поддерживает и при этом не напрягает неоправданно, не вмешивается в сугубо личные дела, не ограничивает в свободе реализации возможностей и способностей личности.

Андрей Рябушкин Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате
Андрей Рябушкин "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате", 1893

Определений понятия "Государство" существует множество. Это: и политическая организация общества с определённой формой правления; и структура господства; и свойственная народу форма общности; и политико-территориальная, суверенная организация политической власти экономически господствующего класса.

Как видим, трактовки понятия "Государство" носят весьма разнообразный, очевидно, конъюнктурный характер и весьма противоречивы (государство государству рознь) – например, структура господства, организация политической власти экономически господствующего класса, или же свойственная народу форма общности. В разных источниках можно найти ещё с десяток различных трактовок понятия "Государство". А вот в Конституции РФ, к удивлению, трактовка понятия "Государство", применительно, разумеется, к РФ, не дана и к какой-либо из известных формулировок не привязана.

Хотя, казалось бы, как же можно в столь важнейшем документе оперировать фундаментальным понятием без строгого и ясного определения его содержания. В Конституции РФ лишь акцентируется внимание на определённых, предписываемых Конституцией, свойствах и функциях Государства РФ. Как-то: демократическое и правовое (статья 1), социальное (статья 7), светское (статья 14), признаёт и гарантирует права и свободу человека и гражданина (статьи 2, 17), охраняет достоинство личности (статья 21), гарантирует свободу совести, вероисповедания, мысли и слова (статьи 28, 29) и т.д. Думается, было бы логично и правомерно, всё-таки, начать Конституцию РФ, именно, с определения понятия "Государство" применительно к Российской Федерации. Это же очевидно, что невозможно, да и нельзя, в правовом поле оперировать понятием, которому нет строгого узаконенного толкования. В Конституции РФ, например, оно могло бы быть таким: Государство "Российская Федерация" – суверенное территориальное образование народа России, управляемое в интересах народа России и России в целом представителями народа России, выбираемыми по правилам, установленным всенародно принятой Конституцией.

Из такого определения следует, что Государство – это народ и его территория, а избранные народом его представители призваны олицетворять Государство и осуществлять организационную деятельность и текущее управление, в интересах достойной повседневной жизни народа и достойного авторитета Государства. Отсюда с очевидностью вытекает характер правовых отношений между гражданами России и уполномоченными исполнять властные функции их представителями. Проясняется важнейшая принципиальная сторона, что это не форма господства кого-то над кем-то, не власть экономически господствующего класса, не власть имущих, не данность, ниспосланная свыше, когда говорят: родителей не выбирают, а это то, что сформировано и в настоящем поддерживается и совершенствуется людьми, выбранными для этого самими гражданами. В этой ясности – смысл, ценность и полезность определения основополагающего понятия. Такая трактовка Государства – основа осознания каждым гражданином РФ своей гражданской значимости и ответственности: он сам выбирает на определённый временной период, можно сказать, "Отцов Отечества" и тем обязывает их обеспечивать ему и Государству в целом достойную, безопасную и безбедную жизнь. Выбирая "Отцов Отечества" и вкладываясь в обеспечение их бюджетными ресурсами, каждый гражданин тем самым осуществляет своё персональное участие в жизнеустройстве своего Государства. И этим, между прочим, осуществляется, не всегда, правда, достаточно осознаваемое, служение своему Государству.

В таком случае, в контексте возможных претензий на неустроенную жизнь, неудовлетворительные порядки и т.д., становится ясно, что Государство, государственная власть – это люди, которых граждане в своих интересах сами, наделили властными полномочиями и обеспечивают их через налоговые платежи нужными для управления Государством материальными ресурсами. Если этот так, то все его структуры государственной власти, казалось бы, не должны и просто не могут быть недружественными к гражданам Государства.

Конечно, вследствие сложности и громоздкости иерархии властных госструктур, сложности задачи установления и поддержания правопорядка, вряд ли можно избежать каких-то напряжённостей в отношениях между властью и гражданами. Правопорядок – это в любом случае баланс свобод, ограничений и компромиссов. И тут, как говорится, на всех не угодишь, всегда найдутся люди, для которых конфликты, вызывающие действия – это их способ самовыражения и самоутверждения, реализация их потребности в кураже и браваде, или же найдутся люди с неисправимым закореневшим представлением, что госорганы и госчиновники – это постоянная угроза их свободе и благополучию, и поэтому с ними надо всегда безоговорочно бороться. Известно, однако, суждение, с которым трудно не согласиться: Государство существует не для того, чтобы жизнь превратить в рай, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад.

Баланс свобод, ограничений и компромиссов не может быть универсальным для всех и на все времена. Он вырабатывается на текущий жизненный период мудростью избранных руководителей Государства, исходя из исторически сложившихся обстоятельств жизни страны и конкретных особенностей текущего жизненного периода. Жизнь показывает, что основной возбудитель напряжённостей, недовольств, конфликтов между властью и гражданами – это сложный разветвлённый многоуровневый госаппарат. Госаппарат – это прослойка между избранными "Отцами Отечества" и гражданами. Это разного ранга административные структуры, создаваемые избранными представителями народа, и чиновники, нанятые на работу в этих структурах за бюджетные средства. Особенность этой управленческой прослойки в том, что, если избираемые "Отцы Отечества" периодически меняются, то управленческие структуры и работающие в них чиновника остаются в большинстве своём те же самые, сохраняя при этом нажитые традиции взаимоотношений и взгляды на жизнь.

СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ НА CULTUROLOG.RU>>>

Tags: Политология
Subscribe

  • Принуждение слабых

    В России потихоньку усиливается нажим по принуждению к вакцинации от коронавируса. Включилась в этот процесс и Москва. Мэр Москвы С.С. Собянин…

  • Американская мечта

    Автор: Михель Гофман Американская мечта это – мечта о богатстве. Но почему нет французской, итальянской, русской мечты?…

  • День отцов

    4 октября 2021 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ об установлении Дня отца. В современном календаре – каждый день какой-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments