Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Методология научного познания и теория ценности П.А. Сорокина

Автор В.Г. Лукьянов, д. филос.н.

sorokin.jpgТворческое наследие выдающегося российско-американского социолога П.А. Сорокина за последние десятилетия стало предме­том пристального анализа российских ученых — социологов, куль­турологов, историков и др. Вместе с тем до настоящего времени не получила своего специального анализа его методология познания, в рамках которой значимое место занимает собственно теория ценности. Задача данной статьи — показать основные этапы ста­новления методологии познания Сорокина и роль аксиологиче­ской проблематики в контексте его идей.

На протяжении всего своего творческого пути выдающийся со­циолог так или иначе включал в сферу своих интересов проблема­тику теории ценностей, используя характерную для данной теории систему понятий — "ценность", "норма", "оценка", "должное" и др. Так, уже в работе "Преступление и кара, подвиг и награда: социо­логический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1914), которую он защитил как дипломную работу, Со­рокин вводит эти понятия в контекст своего анализа. Причем дан­ная терминология используется им, во-первых, для характеристики существовавших в тот период представлений о социальных явле­ниях, а во-вторых, в целях выявления собственных позиций. Например, характеризуя феномен социального, он отмечает: «...со­циальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определя­ют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе».

Что же касается позиции самого Сорокина, то весьма примеча­тельно его постоянное стремление на протяжении всей творческойжизни постигнуть суть феномена социального, опираясь на поня­тия аксиологического ряда. Начиная с ранних работ и вплоть до работ позднего периода, он постоянно уточнял собственную пози­цию, корректировал и совершенствовал систему понятий, не изме­няя главного — самого принципа подхода. Именно поэтому, на наш взгляд, элементы его интегралистского подхода можно обнаружить уже в дипломной работе 1914 г. Обращаясь к феномену социального, он утверждает: "Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни про­исходило, раз оно обладает психическим (выделено мной. — В.Л.)характером (в вышеуказанном смысле этого слова), — будет соци­альным явлением". Уже в дипломной работе ученый ставит во­прос о том, что социальное не может быть сведено к психическому, что есть две стороны социального явления: "внутренне-психиче­ская и внешне-символическая": "любое социальное явление может быть разложено на два элемента, которые должны быть разграни­чиваемы друг от друга: 1) определенное психическое переживание или чистая психика, 2) непсихические знаки, посредством кото­рых эта психика объективируется и символизируется". Например, «...статуя Венеры Милосской суть явление социальной категории не потому, что мрамор принял определенную форму, картина Ра­фаэля становится художественной ценностью не благодаря соеди­нению холста и красок — все они суть "социальные ценности" (вы­делено мной. — В.Л.) лишь благодаря тому, что объективируют собой субъективную психику: определенные чувства, мысли, пере­живания, настроения и т.д.».
Александр Доронин Портрет Питирима Сорокина
Александр Доронин "Портрет Питирима Сорокина", 2009
То, что позднее Сорокин обозначит термином "значение", в дан­ный период творчества получает обозначение с помощью термина "психические переживания". С его точки зрения, «процесс обменапсихическими переживаниями, или психическое взаимодействие, необходимо принимает экспсихическую — "символическую фор­му"... Любая мысль, любое психическое переживание не вырази­мы в их чисто психическом бытии и могут объективироваться лишь посредством тех или иных "непсихических" посредниковили проводников. Выражаясь грубо, экстеоризирование психики требует ее воплощения в "материальных вещах". Эти последние служат поэтому символами психики (выделено мной. —В.Л.). Они как бы сигнализируют определенное психическое явление».

Фактически Сорокин описывает процесс передачи и восприя­тия значений в социокультурной системе (эта проблематика в дальнейшем будет им отображаться с помощью терминов "значе­ние", "ценность" и "норма"): «Каждое психическое переживание, прежде чем передаться другому, должно пройти через три стадии: а) сначала оно является чистой психикой, б) затем превращается в непсихическую форму — в символ, в "раздражитель" и, наконец, в) снова получает психическое бытие в воспринявшем субъекте». Сорокин впервые в своей дипломной работе (позже данный под­ход получает свое более строгое и пространное отображение) вы­деляет "главнейшие виды этой символизации": «а) звуковая сим­волизация (речь, восклицания, пение, музыка и т.д.); б) световая, цветовая символизация, почти постоянно соединяющаяся простран­ственной символизацией (железнодорожная сигнализация, сигна­лизация военных судов, картины, буквы, надписи и т.д.); в) в связи с последней почти постоянно находится предметная символиза­ция ("кресты", "зерцала", "знамена", "гербы" и т.д.); г) в качестве особого вида может быть выделена чисто двигательная символиза­ция (мимика, жесты и т.д.)». В рамках дипломной работы в этой связи он специально оговаривается: "мы не преследуем достиже­ния логически безукоризненной классификации". Такую класси­фикацию он сумел выстроить в своей поздней работе "Общество, культура и личность: их структура и динамика" (1947).

Полностью статья на CULTUROLOG.RU>>>
Tags: Исследования, Социум, Философия
Subscribe

  • Криминальная культура бизнеса

    Автор: Михель Гофман Социолог Джеймс Комб видит американскую культуру бизнеса, как «Культуру обмана», таково название его книги.…

  • Чувство вины перед природой в эпоху Ренессанса

    Автор: Инга Томан Леон Баттиста Альберти в диалоге «Теодженио» дает человеку уничижительную характеристику, не менее страстную,…

  • Зачистка паспорта

    Российское правительство приняло постановление, значительно упрощающие процедуры получения и оформления паспорта (датировано 15-м июля…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments