Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Любимое кино советского зрителя

Автор: Александр Федоров, д-р. пед.н., проф.   


Любопытно проследить, как менялись пристрастия аудитории по отношению к одним из самых распространенных медиатекстов - фильмам. Вспомнить, как те или иные произведения разного уровня и жанров оценивались десять, двадцать, тридцать лет назад, какие из них становились фаворитами публики. Для этого воспользуюсь многолетними результатами анкетирования журнала «Советский экран», учитывая, что на анкету традиционно отвечали в основном молодые зрители, составляющие, как известно, большую часть аудитории. Для сравнения пристрастий самых активных зрителей (читателей журнала) со «среднестатистическими» вкусами обратимся также к цифрам общей посещаемости.

При этом, разумеется, надо иметь в виду условный характер этих цифр. К сожалению, российское общество в 50-е-80-е годы не было открытым: искажения и приписки были свойственны не только отчетам об урожаях зерна и хлопка, но и социологическим исследованиям, а сама наука социология оказалась в прочных тисках идеологического догматизма. Нередко случалось, что билеты, проданные, к примеру, на «Фантомаса», проходили в официальных документах под видом доходов от отечественного кинематографа... При всем том можно быть полностью уверенным, что высокие «кассовые» показатели «Бриллиантовой руки»(1969) или «Пиратов ХХ века»(1980), если и «скорректированы», то в меньшую сторону. Зато ревностным чиновникам ничего не стоило отдать чужие миллионы «зрительских душ» какому-нибудь «нужному», «идеологически выдержанному» скучнейшему опусу...

Как бы то ни было, отличия анкет «Советского экрана» разных десятилетий весьма существенны. В конце пятидесятых и в шестидесятые зрители выбирали лучшими фильмами года в основном заметные произведения искусства. Первенствовали «Судьба человека»(1959) С.Бондарчука, «Сережа»(1960) Г.Данелия и И.Таланкина, «Чистое небо»(1961) Г.Чухрая, «Девять дней одного года»(1962) М.Ромма, «Гамлет»(1964) Г.Козинцева, «Доживем до понедельника»(1968) С.Ростоцкого...

Убежден, что такой выбор аудитории помимо художественных качеств этих картин не в последнюю очередь объяснялся временным духовным подъемом, возникшим в эпоху «оттепели», массовой верой молодых зрителей в окончательное и бесповоротное преодоление прежних «ошибок» и «просчетов», в поступательное строительство «светлого будущего». И хотя этот историко-культурный период был противоречивым и непоследовательным, кинокритика тех лет в основном давала зрителям верные художественные ориентиры, поддерживая значительные произведения искусства, что в какой-то мере отражалось на зрительских симпатиях и антипатиях.

Н.Тарасов На съёмках фильма

Н. Тарасов, "На съёмках фильма", 1965

«Оттепель», казалось, раскрывала перед истинным талантом безграничные возможности. Резко расширилось кинопроизводство (в 1958 году было выпущено 102 фильма взамен 10-12 в начале 50-х). Обрели второе дыхание Михаил Калатозов и Сергей Урусевский, Михаил Ромм. Ярко, впечатляюще дебютировали Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Георгий Данелия... Фильмы недавних дебютантов получали призы на фестивалях, обсуждались зрителями и прессой. В начале 60-х уверенно заявили о себе Андрей Тарковский и Василий Шукшин, Элем Климов и Лариса Шепитько, Андрей Кончаловский и Сергей Параджанов, Михаил Калик и Михаил Богин...

Но в это же время пошла «на полку» картина Марлена Хуциева «Мне 20 лет», молодые герои которой пытались честно, но наивно и романтично понять историю, современность и самих себя. А тогдашний политический лидер, до глубины души возмущенный подобной «заумью», на важном совещании грозил поэтам и художникам, «оторвавшимся от народа», обещая, что покажет им «кузькину мать»... Неоднозначность тех лет отмечается, пожалуй, всеми, кто писал об «эпохе Хрущева».

Читать статью полностью >>>


Tags: Искусство, Фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments