Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Рыцарь русского духа: И.А. Ильин

Автор Артановский С.Н., д-р философ.н., проф.
Философское творчество И.Ильина началось в предрево­люционные годы. И.Ильин побывал в Германии, где изучал философию Гегеля. Вскоре после Октябрьского переворота И.Ильин был вместе с двумя десятками других деятелей русской культуры выслан большевиками заграницу. Там он и написал большую часть своих произведений. В них русский философ попытался уяснить себе причины кризиса европейского духа, о котором в то время много писали за­падные мыслители - Э.Гуссерль, у которого И.Ильин многому научился, О.Шпенглер, П.Валери и, с несколько иной точки зре­ния, Карл Юнг.
Михаил Нестеров Мыслитель. Портрет философа И.А. Ильина

























Михаил Нестеров "Мыслитель" (Портрет философа И.А. Ильина), 1921-1922
Однако И.Ильина интересовал не столько диаг­ноз "недомогания культуры" (выражение З.Фрейда), сколько те усилия, которые должна предпринять русская душа, чтобы избежать повторения ошибок, которые сделал Запад в своем цивилизационном развитии. Мы неслучайно сказали "русская душа", а не родина, от нее Иван Александрович был отделен крепкой стеной. В его стране власть имущие делали всё, чтобы искоренить искони русское и заменить его интернациональным (отрезвление, да и то частичное, пришло позже).

Но где бы И.Ильин не был, в Германии или позже в Швейцарии, он в сердце своем не расставался с родной зем­лей, постоянно думал о ней, жил ее горестями и, главное, надеждой на ее возрождение во внутренне присущем ей право­славном и национальном виде.

Одной из основных идей русского философа была мысль о том, что в историческом бытии народа имеются своего рода подпочвенные воды, в которых содержится народный инстинкт и дух, мощная стихия бессознательного - и высокое духовное начало, природой обусловленное - и благодатью данное свыше. Взаимодействие этих двух начал и определяет бытие каж­дого народа, в свойственной ему форме. Таково и самостоятельное бытие русского народа и созданной им куль­туры. Смысл этого понятия, этой самобытности в том, что бытие русских создано ими самими, не является слепком с чужого образца и в нем заложена повелительная потребность в даль­нейшем свободном и творческом развитии.

С этой точки зрения И.Ильин говорит о коренных задачах России. Остановившись сначала на особенностях философского метода И.Ильина, посмотрим, как формулирует и как пытается решить он эти задачи.

Что есть русская культура, какова ее сущность и проявления этой сущности в истории - вопросы сложные и спорные. Ими занимались светлые умы на протяжении последних двух столетий - если иметь в виду современную форму этих гипотез, утверждений и вопрошаний. Книги И.Ильина посвящены всецело этим вопросам, и в них сказано много интересного о русской культуре. Но особенность творческой манеры И.Ильина в том, что вопрошание,  парадокс, нередко прельщающий читателя своей остроумной, провоцирующей формой, и вместе с тем раскрывающий, или помогающий читателю открыть что-то новое, шокирующее своей необычностью и одновременно покоряющей неожиданной убедительностью - всего этого у И.Ильина нет. Как правило, отсутствует у него и полемика с чуждыми, но, может быть укоренившимися в сознании людей взглядами. И.Ильин - идеолог. За ним стоит вековая православная традиция, он хранит наследие славянофильско-почвеннической мысли XIX в. Его учитель – Платон.

У И.Ильина мы находим тезис о безусловном возврате к церковно-догматическому православию как противоядию от безбожного большевизма. Это призыв дополнить славянскую сердечность и созерцательность русского племени волей и культом Вождя - разумная мысль, ибо, как было уже сказано в "Повести временных лет", а затем в метко-остроумной форме в "русской истории" А.К.Толстого, "земля у нас богата, порядка в ней лишь нет". Наконец - и это тоже ново в русской философской словесности - И.Ильин в полный голос говорит о национализме как о мировоззрении, в котором нуждается русский народ. Это уже подразумевалось у русских "самобытников" XIX столетия, но лишь теперь было сказано со всей решительностью.

Для "самобытников" было характерно обращение к истории. Это произошло впервые в начале XIX столетия, И.Ильин писал свои работы более чем через сто лет после этого. За это время история успела утвердить себя как "царица наук", историзм как стремление понять и оправдать всё на свете, укрепился прочно. И.Ильин с его ориентацией на "вечные идеи" Платона и феноменологию Гуссерля не особенно близок к историзму, но историю он не игнорирует.

Особенности творческой манеры И.Ильина, о которой мы уже сказали, побудили нас в этой работе предоставить слово самому И.Ильину. Не только в богатстве идей, но и в страстной убежденности его проповеди лежит его редкостное обаяние. Как Минин и Пожарский поднимает он нас на защиту Отечества. Как митрополит Илларион, поучает он нас в том, что есть христианская вера, княжеская власть и русская земля. Последуем же за ним: «…западноевропейские народы в течение столетий пытались использовать тяжелое положение русских, борющихся против азиатского Востока и Юга, для утоления жажды завоеваний на восточных равнинах. В результате в России создалась совершенно особая ситуация: расположенная на незащищенной равнине, она была со всех сторон зажата, изолирована и осаждаема - на востоке, юго-востоке, западе и северо-западе, и только в зимнюю спячку нордические народности Приполярья давали русским некоторый передых на севере и северо-востоке... Русская история развивалась так, что для нее не было никакого выбора: или надо было сражаться, или быть уничтоженными, вести войну или превратиться в рабов и исчезнуть.

СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ НА CULTUROLOG.RU>>>
Tags: Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment