Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

История коррупции

Автор А.А, Каздым

Свидетельств о коррупции, относящихся к дописьменной эпохе, конечно же, не сохранилось, но теоретически можно предположить, что и в те времена она могла существовать. В первобытных и раннеклассовых обществах определённая плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение и помощь,  безусловно, была.

По мере усложнения государственного аппарата, ситуация стала меняться - правители «высшего ранга» требовали, чтобы «нижестоящие служащие» довольствовались только фиксированным «жалованием». Тем не менее «чиновники низших рангов» предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

В Ветхом Завете слово «взятка» уже встречается: «…Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот…» (Ам., 5:12) .

В той же Библии, в «Книге премудрости Иисуса сына Сирахова» отец наставляет сына: «Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим... Да не будет рука твоя распростерта к принятию... Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды и она уклонится от тебя... Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою...».

Есть документы, свидетельствующие о коррупции в Иерусалиме в период после вавилонского пленения евреев в 597 - 538 гг. до Рождества Христова.

Ну а, вероятно, самым известным в истории человечества фактом взяточничества является подкуп Иуды Искариота, продавшегося за сумму в тридцать серебряников.

В Новом Завете также отмечены факты «коррупции» - передаче взятки римлянам, охраняющим гроб Христа. История гласит, что после распятия Иисуса, группа фарисеев пришла к прокуратору Иудеи Понтию Пилату и рассказала о том, что Иисус обещал своим ученикам воскреснуть по истечении трех дней после его смерти, поэтому они попросили игемона выставить охрану у гроба и тем самым «обезопасить» его. Прокуратор дал им стражу с указанием «охранять, как знаете», Гроб Господень.  Когда же Иисус воскрес, испуганная римская стража сообщила об этом иудеям, а те решили поднести воинам подношения, дабы они сказали Понтию Пилату, что тело Христа украли ночью его ученики, в то время, когда охрана спала. Таким образом, римским стражникам дали взятку, заплатив «за молчание», что подтверждается и тем, что  римская печать на гробе осталась нетронутой!

В «Книге деяний» также описан случай, когда Симон увидев, что «при возложении рук Апостольских передается Дух Святой», принес им деньги, т.е. взятку с просьбой: «дайте и мне власть сию», на что апостол Петр ответил ему: «…Серебро твое погибель тебе принесет, поскольку ты помыслил получить дар Божий за деньги…».

Отметим, что на ранних этапах истории развития античных обществ (древнегреческие города-полисы, республиканский Рим), когда ещё не было «профессиональных» государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «…Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции…». В этот период в римском праве появился и специальный термин «corrumpire», который был синонимом слов «портить» и«подкупать», и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

Таким образом взятка и коррупция появляется с того момента, когда произошло обособление функций управления в общественной и хозяйственной деятельности, когда у должностного лица, чиновника, «управленца» появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, а своих собственных.

О коррупции известно и во времена формирования государств в древнейших центрах человеческой цивилизации - Египте, Месопотамии, Индии, Китае и Иудеи в III-II тысячелетиях до н.э. В религиозной и юридической литературе этих государств есть свидетельства сложившихся с незапамятных времен особых отношений внутри элиты. Так, в одном из текстов Древнего Египта, в XXII веке до н.э., в «Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара»  сказано: «…Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей, и не нуждается…». Эта цитата прямо говорит о подношениях египетским вельможам, и только якобы мудрость некоторых царей, делавших их несметно богатыми, могла сокращать коррупцию «древних бюрократов».

Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается и в клинописях Шумера середины третьего тысячелетия до нашей эры, когда шумерский царь Урукагином пытался пресечь злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших вознаграждения.

Древнейшие свидетельства о коррупции чиновников можно встретить в архивах Древнего Вавилона, во второй половине XXIV века до н. э., а позднее, в XIX веке до н. э., в знаменитых Законах вавилонского царя Хаммурапи, прямо сказано: «…§ 5. Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде…».

В «Артхашастра», древнеиндийском трактате IV в. до н.э. «по искусству управления государством» подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством, причём в трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества! Автор трактата пишет, что «…Легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам…». И основным средством борьбы с казнокрадством в те времена была банальная слежка, а доносчик получал долю имущества, конфискованного у лица, осужденного за должностное преступление.

Сведения о масштабной коррупции известны в эллинистическом мире. Так, в 320-е годы до н.э., Клеомен, греческий наместник Египта, назначенный на это место Александром Македонским, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию. Греция в те время не производила достаточно зерна, и импортировала его в больших количествах, в основном из Египта. Клеомен создал искусственные препятствия на пути этих поставок, что привело к острому дефициту зерна в греческих городах, цены на зерно в Греции выросли во много раз, а население Греции оказалось на грани голода смерти (голод в Греции продолжался с 329 г. по 325 г. до н.э), сам же греческий наместник Египта заработал на спекуляции зерном огромное состояние.

Подобные, весьма масштабные коррупционные спекуляции были известны и в IV в. до н.э. и при торговле металлами. Некий «сицилийский финансовый магнат» скупил всё железо, монополизировав рынок, а затем продавал его по цене в 3 раза выше прежней, получая на этом 200% прибыли.

О коррупции четко сказано в древнеримских (пятый век до н.э.) «Двенадцати таблицах» – законодательном своде Республики, где слово «corrumpere» уже привычно используется в значении менять за деньги показания в суде и подкупать судью: «…Таблица IX: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)…» (Авл. Геллий, Аттические ночи, XX. 17-3).

В Риме было более сорока форм взяточничества, а подкуп избирателей и покупка должностей была весьма естественна и широко распространена (как и сегодня в России).

В III веке до н.э. был самым богатым государством, намного богаче Рима, был Карфаген, что, тем не менее, не мешало ему быть и самым коррумпированным государством античности. Как писал греческий историк Полибий, «…в Карфагене ничто не считается позорным, что ведет к прибыли… претенденты на государственные посты получают их путем открытой уплаты взяток…». К концу III в. до н.э. коррупция в Карфагене достигла таких масштабов, что, как отмечал известный немецкий историк Т. Моммзен, «…в правительстве и государственных органах Карфагена доминировала партия, фактически отстаивавшая не интересы собственной страны, а интересы Рима…». Причём это происходило во время Второй Пунической войны, продолжавшейся без малого 27 лет, и именно противодействием «коррумпированной партии», по мнению Т. Моммзена, и объясняется тот факт, что Ганнибал, воюя против Рима, был фактически предоставлен самому себе, не получал подкреплений из Карфагена, что в конечном счете и привело его к поражению.

Интересна и ещё одна историческую деталь - римляне «на излете» своего могущества (в III-V веках нашей эры) коррумпировали, подкупали даже …своих врагов, то есть варваров! Римские полководцы-аристократы платили готам, вандалам и гуннам огромные деньги за то, чтобы те… не нападали на Рим, и таким образом, верхушка германских вождей долгое время была коррумпирована на высшем, «межгосударственном» уровне, что правда не помешало тем варварам, на которых денег не хватило, в итоге одолеть мощнейшее государство древности.

Существовала практика продажи должностей чиновников и в Византии, причём на протяжении многих столетий, и как пишет французский историк А. Гийу: «…каждый чиновник, во всяком случае, в высшем эшелоне византийской бюрократии, официально покупал свою должность, и в дальнейшем, конечно, стремился окупить потраченные таким образом деньги за счет каких-то дополнительных сборов или взяток с населения…».

Массовое распространение коррупции в Европе начинается с Раннего Средневековья, когда стали быстро развиваться денежные отношения, рост численности государственного аппарата и сращивание ветвей государственной власти вопреки принципам римского права. Понятие «коррупция» в христианской теологии приобретает значение «греха» или «дьявольского обольщения», но, тем не менее, как писал Фома Аквинский, коррупция в те времена привычно рассматривается как проявление самой сущности общества. И именно в Средние Века появляется принципиально новое понимание коррупции как антисоциального явления, пронизывающего все общество сверху донизу, и как первооснова любого отступления от закона.

Правда в Средние Века проблему коррупции «успешно решали» путем сожжения на кострах Инквизиции или через отрубание конечностей, а жители средневековой Праги наиболее ненавистных чиновников попросту выкидывали из окон.

Но, тем не менее, именно в Средние Века система коммерческого или государственного подкупа широко применялась церковниками. Возьмем, к примеру, орден тамплиеров, «рыцарей-храмовников», как известно, баснословно богатый. Тамплиерам были должны короли и папы Римские, они оказывали банковские услуги дворянству, транспортировали и охраняли в опасных районах огромные ценности, доверенные им купцами. Однако богатство и власть редко кого оставляют честными, и, пытаясь гарантировать абсолютную честность духовных братьев, устав ордена запрещал рыцарям иметь собственные деньги. Но если тамплиер умирал, и при покойном находили деньги в количестве, превышающем разрешенное старшим начальником, ему отказывали в христианском погребении, что было в те времена самым страшным и демонстративным наказанием, ибо обрекало душу «коррупционера» на вечное проклятие. Но как, известно, несмотря на всё своё богатство и власть, тамплиеры закончили очень плохо. Король Франции Филипп IVКрасивый, задолжавший «рыцарям-храмовникам» огромные деньги, в 1307 году разгромил орден, «договорившись» с папой римским Климентом V, который объявил тамплиеров еретиками и отлучил их  от церкви. Большинствотамплиеров после пыток было сожжено на кострах, меньшая часть, признавшая свою вину - заточена в монастыри. Великий магистр ордена Жак де Моле после чудовищных пыток был сожжен на Еврейском острове в Париже (ныне оконечность острова Сите).

А уж в католической церкви массовая коррупция общеизвестна, например та же продажа индульгенций. Кроме того, в 1409 году в ритуал интронизации нового папы Римского, проводившийся после избрания конклавом кардиналов, было включено особое действо, призванное напоминать верховному понтифику о его бренной сущности и отвращать его от мысли о злоупотреблениях. И когда новоизбранный папа вступал в собор Святого Петра в Риме, дабы получить помазание и тиару, перед ним троекратно сжигался пучок пакли, что сопровождалось возгласом: «Святой отец, так проходит слава мира!». Sit transit gloria mundi!

Известна и история, что в конце XIV века, в период «двоепапства», одним из двух пап под именем Климента VII был избран известный бандит Роберт Женевский. А в начале XV века на папский престол вступил ещё и третий папа - морской пират Балтазар Коссе под именем Иоанна XXIII. Считается, что «выборы» не обошлось без подкупа голосов кардиналов.

В Османской империи и в Средние века, и позже коррупции была чудовищна, и до сих пор считается, что мирный договор с Россией чиновники султана подписали за взятку. Да, и Османская империя, как ранее и Римская, и Византийская разложилась и распались в том числе и из-за того, что всё и вся продавалось и покупалось - и люди, и должности, и услуги, и милости.

Но это «льстивый и корыстный» Восток. А что в «цивилизованный и пуританской» Европе? Да то же самое… В феврале 1610 года власти Нидерландов, например, выпустили первый в истории эдикт, который запрещал… торговлю воздухом! Речь шла всего лишь об операциях с акциями, которые «не находились в момент сделки в фактическом владении продавца». В 1689 году амстердамский адвокат Николаас Майс Ван Хоули добился того, что все сделки стали регистрироваться и облагаться налогами, а до этого злоупотребления и взятки в неконтролируемых сделках были обычным явлением.

Был даже и налог на взятки, например на острове Ява в XVIIIвеке, когда остров был колонией Голландии! Коррупция на Яве, как отмечали современники, как и в самой Голландии, достигала неимоверных размеров. Генерал-губернатор с жалованьем 700 гульденов в год привозил домой состояние в 10 млн. гульденов. Младший торговец платил (официально!) 3500 гульденов за назначение на пост с окладом 40 гульденов в месяц и получал на этой должности годовой доход до 40 тыс. гульденов.

«Не отставала» и Англия… Пытаясь пресечь мздоимство и воровство в королевском флоте, в британском Адмиралтействе в XVIII веке придумало, чтобы через всю длину корабельных снастей проходила красная нить, которую нельзя было выдернуть, не распустив весь канат или всю веревку, так что по самому маленькому обрывку можно было признать «собственность короны». Но чиновники Адмиралтейства не позаботились о главном - ведь воровали чаще для того, чтобы давать взятки тем же бюрократам, которые с этими самыми взятками «демонстративно боролись».

В Англии, да и других странах процветало почти отрытое «культивирование коррупционных традиций» в высших эшелонах власти, и известный философ Томас Гоббс писал: «…Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения … Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам…».

Шарль Монтескье отмечал: «...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела…». Коррупцию во Франции поощряло «государственное разгильдяйство», свойственное абсолютистской королевской власти. Первую перепись населения провел лишь Наполеон, в начале XIXвека, а до этого французские короли просто не знали, сколько у них подданных, и уж конечно, не знали, сколько у них имущества, поэтому налоги распределялись «на глаз», что и способствовало коррупции - королевские чиновники, от которых зависело установление суммы налога, могли резко снизить её за подношение «лично им в карман». Причём аналогичная система существовала в те времена во многих европейских, и, тем более, азиатских государствах.

Современное значение понятия «коррупции» окончательно утверждается в XV - XVI веках, и под коррупцией уже обычно понимаются подкуп и продажность чиновников (государственных должностных лиц), а также общественно-политических деятелей.

Вскоре после смерти одного из лидеров французской революции Мирабо обнаружилось, что он брал взятки от короля, и его тело его было с позором выброшено из Пантеона. А уже в середине XX века было доказано, что деньги от короля получал и один из самых известных лидеров якобинцев, Дантон. И Мирабо, и Дантон обещали королю защиту и покровительство. И оба обманули его … Людовик XVI  был казнён 21 января 1793 года в Париже, на площади Революции, ранее площади Людовика XV, а ныне площади Согласия (PlacedelaConcorde).

При императоре Наполеоне  его министры Фуше и Талейран получали взятки от всех королевских дворов Европы, желавших заручиться покровительством императора.

А в XIX веке нарицательным стало слово «панама» - французская компания, строившая Панамский канал, чтобы скрыть свое тяжелое финансовое положение, подкупила большую группу депутатов и министров. Дело закончилось крахом компании и разорением сотен тысяч акционеров.

В 1884 году в США, Оливер Пейн, казначей фирмы Рокфеллера «Стандарт Ойл», подкупил …законодательное собрание штата Огайо и обеспечил избрание своего отца Генри Пейна сенатором от этого штата. «…Взятки, шантаж, вымогательство лежали в основе большинства законодательных актов собрания штата..», - писал один из исследователей американской политики того времени.


ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ НА CULTUROLOG.RU>>>
Савицкий К.А. Иллюстрация к Ревизору ГоголяСавицкий К.А., иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" , 1900
Tags: История, Социум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments