Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Современный руcский патриотизм и опыт войны 1812 года

Автор А.М. Лесовиченко


Патриотическая тема при любом государственном устройстве актуально, однако в последние годы она стала главной разменной монетой современных политиков. Патриотами представляют себя люди самых разных мировоззренческих взглядов и ценностных ориентаций.

На этом фоне обострилась идеологическая борьба по поводу отношения к православной церкви, которая в силу своего исторического происхождения в нашей стране, всегда занимала положение главного апологета и фундатора принципов патриотизма. Поразительно, с какой яростью политики вроде бы патриотической направленности, но атеистических взглядов препятствуют любым попыткам восстановить в государственной идеологии и образовании опору на православные ценности.

В таком контексте, развёртывание темы «Русский патриотизм и православие» требует, прежде всего, ответа на принципиальный вопрос: «Возможен ли русский патриотизм без православия?»

Рассмотрим в этом ключе. Для многих патриотизм – это великодержавная гордость, оставшаяся от ощущения сверхдержавности СССР. Чувство вполне реальное, но бесплодное, ввиду отсутствия объективной реальности государства о котором идёт речь. Однако, сильнее, хочется надеяться, современные патриотические настроения наших людей созвучны позиции М.Волошина. Когда ему предложили эмигрировать из охваченной гражданской войной России, он сказал: «Когда мать больна – дети с нею». И никуда не уехал.

Действительно, какое-то чувство сроднённости с землёй, к счастью, ещё есть в народе. Тут возникает неизбежный вопрос: какие факторы нужно считать достаточными, чтобы рассматривать как единое целое население, рассредоточенное по огромной территории, разные части которой соприкасаются с весьма различными этнокультурными ареалами мира и (может быть) могут существовать в некоем режиме самообеспечения. Очевидно, ни экономические, ни кровнородственные, ни даже политико-административные условия недостаточны. Необходимо духовное единство, позволяющее каждому человеку ощущать себя частью некоего целого, ради которого он готов отказаться от части (иногда очень большой части) своих личных интересов, возможностей, собственности.

Понимание национальной самодостаточности России не может осуществиться без фактора духовной детерминации. В отличие от роста человека, рост народа не может рассматриваться как исключительно физиологический процесс. Люди осознают общность между собой, прежде всего, духовно. Естественно, для России православие – фактор принципиальнейший. Во многих смыслах, и сейчас, когда в России всерьёз воцерковлённых людей, видимо, не более 12-15%, быть русским всё-таки означает быть православным. Об этом свидетельствуют данные всех социологических опросов, где выясняется конфессиональная самоидентификация людей (православными определяют себя не менее 70% населения).

Россия не смогла бы не только дорасти до нынешнего физического размера, но и в принципе сохраниться в окружении сильных враждебных народов, если бы не была православной. События последних столетий (от старообрядческого раскола до атеизма советской эпохи) сильно осложнили ситуацию, но сейчас многое можно исправить, поскольку снята анафема со старообрядцев, а период безрелигиозности государства сделал неактуальными многие духовные противоречия рубежа Х1Х-ХХ веков. Россия осталась православной, пусть по традиции, по культуре, пусть маловерной, но православной. Во всяком случае, никакого иного мировоззренческого стержня, способного цементировать страну не видно.

Хорошо отражена связь человека, ощущающего свою причастность к родной земле через религиозные установления в известном стихотворении А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.

В этом небольшом произведении фактически выражена концепция подлинного патриотизма, который всегда держится на любви к земле предков. Любовь эта имеет не физическую природу. Она глубоко духовна, определена Богом и раскрывается в душевной работе человека. Для Пушкина без такой любви самый мир теряет смысл, а душа - одухотворённость. Очевидно, что именно патриотический взгляд является нормальным фактором определения смысла жизни человека. Патриотизм позволяет реализоваться в любой деятельности. Занимается ли человек земледелием, ремеслом, производством, торгует, создаёт художественные ценности, лечит людей, собирает и перерабатывает информацию, учит, исследует, молится – всё важно и необходимо Родине. Однако особенно отчётливо патриотическая позиция проявляется, когда угрожает опасность – во время военных нападений. Здесь выражение патриотизма приближается к священнодействию. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин.,15:13], - сказано в Евангелии. Именно поэтому, говоря о патриотизме, мы, в первую очередь, вспоминаем воинов и их великие битвы.

Современное социальное устройство в мире таково, что по мере выработки невоенных способов преодоления конфликтов количество прямых участников военных столкновений уменьшается,. Тем не менее, идея патриотизма нисколько не теряет своего значения для нормального развития любой страны, а нашей, в особенности, ввиду сложностей исторического, географического, этнологического, демографического порядка. Образы воинов прошедших эпох, которых можно рассматривать как идеальные с патриотической точки зрения, весьма актуальны.

Картина Василия Верещагина В штыки! Ура! Ура! _ Атака
Василий Верещагин "В штыки! Ура! Ура! (Атака)", 1887-1895

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ НА САЙТЕ CULTUROLOG.RU>>>
Tags: Православие, Социум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments