Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Культурные миры современного родительства

Автор: Анастасия Абрамова


Про родительство - или с тревогой или с ужасом. Это доминирующая интонация, звучащая сегодня в СМИ. А между тем, одно из устойчивых общественных явлений последних двух десятилетий - это  объединение родителей в различные сообщества. Вовсе не для того, чтобы тихо угасая, обсуждать факты семейного насилия, жестокости по отношению к детям, социальное сиротство и прочие печальные вещи. Напротив. Здесь бурлит жизнь  - вместе с детьми.

Программы таких объединений  достаточно разнообразны по содержанию, а главное, различны по исходным мировоззренческим установкам, но фактом остается то, что они оказались способны поддерживать и развивать культуру семьи и родительства в современном обществе.
Попробуем дать краткую характеристику подобным объединениям. Мы сосредоточим внимание не на общих положениях (ценность семьи, стремление к детско-родительской общности, многодетности и пр.), а на принципиальных мировоззренческих различиях. Эти различия очень существенны и сориентированны, по сути,  на разные «культурные миры»: условно - мир Запада с запросами постиндустриального общества, мистический мир Востока, переосмысленный в категориях "Нью-Эйдж" (по сути, имеющими к реальной восточной традиции лишь отдаленное отношение), и мир самобытной российской культуры, ее традиции.Пользуясь терминологией П.Парфентьева, председателя МОО «За права семьи», эти три доминирующие направления могут быть определены и как "технологическое", "псевдомистическое" и "традиционное"" ("смыслоцентричное").

Курс на "Запад". («Запад» в данном контексте -  культурологическая категория, которая отражает наиболее существенные признаки постиндустриальной цивилизации стран западного мира, высокотехнологичного «западного образа жизни»).

Голике Василий Александрович Автопортрет с женой и детьми
   В.А. Голике "Автопортрет с женой и детьми", 1836
Отличительная черта: ставка на интеллектуализм и рационализм. Разум, предельно насыщенный знаниями, выступает в сориентированной «на Запад» модели культуры родительства своеобразным культурным образцом, необходимым для выживания и социальной устроенности в информационном обществе высоких технологий.

Авторитеты.Идеологами и вдохновителями культурно-педагогической среды здесь выступают популярные в США и Европе врачи, психологи, педагоги и просто инициативные последователи.  Их темы -  «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как обучить ребенка математике», «Как научить ребенка читать» (названия бестселлеров американского врача Глена Домана). Их лозунги - «Легче  научить читать годовалого младенца, чем шестилетнего,  л е г ч е научить его математике, а также дать энциклопедические сведения, чем шестилетнему ребенку» . Исходная адресность – дети периода младшего дошкольного возраста - т.е. до 3х лет.

Вера в особые возможности мозга  и необходимость их развития с младенчества определяет  доминирующий способ общения между  матерью и малышом. Основные усилия  родителей сосредотачиваются  на узко понимаемом «раннем развитии»,  основное содержание которого отличает интеллектуальный штурм.

Предметная среда. В домашнем пространстве - обилие всевозможных таблиц, схем, развивающих игрушек, в которые, к слову сказать,  сами взрослые играют едва ли не с большим увлечением и делают, часто, от души, своими руками. Различные карточки   «…разбросаны в доме то тут, то там и связаны с теми вещами, которые они обозначают: слово «кресло» оказывается на кресле, слово «шкаф» прикреплено к шкафу, когда Галя пьёт, я держу перед её глазами карточку со словом «чашка…» - так пишет об этом автор популярного среди родителей практического руководства по раннему развитию француженка Сесиль Лупан.

Для родительских ожиданий характерна высокая ставка на личный успех, понимаемый как профессиональная востребованность, активный карьерный рост, достижение социальной устроенности, материального благополучия и определенного общественного положения.
В этой нише родительских практик собирается сегодня множество семей с детьми, многие - сторонники "раннего интеллектуального развития" и великие изобретатели и труженники на этом поприще.

Курс на «Нью-эйдж». Уже много написано о том, что в широком смысле, движение «Нью-эйдж» представляет собой, по-сути,  мировоззренческую основу современной постхристианской цивилизации. Отчасти она воспроизводит некоторые элементы восточных и неоязыческих мистических представлений и практик (зачастую - внешне). Но в большей степени, она являет собой синкретическое соединение   религиозно-оккультных представлений, питающихся идеями буддизма, каббалистики, тантризма; в них можно выделить элементы гностицизма, оккультно истолкованного христианства.

Авторитеты. Их идеологи – теософы, антропософы начала XX века: Е.Блаватская, А.Безант, Р.Штейнер, Н. и Е. Рерихи, а также всевозможные последователи и создатели новых доктрин.

На фоне забвения отечественной религиозной традиции востребованность неомистических учений в культуре  родительства 90х годов XX века вполне резонно заполняла образовавшийся «духовный вакуум» после десятилетий господства в нашей стране атеистической философии. Формально эзотерические учения строятся на принципе приоритета в становлении  человека духовного начала, что во многом объясняет тяготение к ним родителей, неравнодушных к поиску истины, испытывающих духовный голод. Они  привлекают тех из них, кто ищет  не схем и методик, но возможностей «духовного совершенствования» самих себя и своих детей. Однако понимание духовности здесь не тождественно христианскому. Осмысление ими тенденций эпохи мыслится в категориях «Новый век» (New-Age), «Эра Водолея», «шестая раса», «дети индиго» («новые» дети, которые «уже пришли!»).

Культурный образец – человек с развитой интуицией, паранормальными способностями, способный к неуклонному "духовному самосовершенствованию", гармонично вписывающийся в окружающую среду: человек Нового века, человек «шестой расы», "человек-дельфин". «New-Age» представляется как кардинально новая страница в культурном развитии человечества. «Новый» человек должен стать «сверхчеловеком» во всем могуществе ранее скрытых, эзотерических способностей.
Практики. Вера в нереализованные, «резервные», или утраченные возможности человеческого мозга и естества обусловила  преломление этих идей в пространстве культуры родительства. Это вылилось в форме  популяризации всевозможных нетрадиционных оздоровительных практик, водных родов и систем специальных занятий с младенцами (усиленные аква-тренировки, сопряженные с дыхательными практиками, «бэби-йога» и пр.) Беременные обливаются ледяной водой, отцы с младенцами ныряют в проруби, бродят босиком по снегу, голодают, очищая организм.

Примечательно, что адресатами сугубых родительских усилий в этой парадигме стали именно младенцы, причем, начиная с внутриутробного состояния, которому придается особое значение. «Воспитание до рождения», «роды глазами ребенка», «мягкое рождение», «снижение психологической травмы рождения», «воссоединение с матерью после родов» - эти темы  отражают достижения перинатальной психологии на тот период, вкупе с  мистическими настроениями. Между тем, они  становятся ключевыми в ходе радикального поворота от пассивной роли родителей в вопросах вынашивания и рождения малыша - к ответственной и активной, переключают внимание от недомоганий матери - на деятельное сопереживание состоянию ребенка.

Именно в рамках такого подхода впервые произносятся понятия «сознательное родительство», «гуманизация родовспоможения», популяризируется грудное вскармливание, оформляются черты  школы первых шагов отцовства и материнства.  Характерное для 90-х годов прошлого века «опьянение эзотерикой» со временем сохраняется, но перестаёт доминировать в родительских сообществах, ряд  из  них  решительно дистанцируется от движения «сознательного родительства» по мировоззренческим причинам.  Но,  несмотря на то, что в культурную жизнь страны возвращаются традиционные представления о духовности и религиозности, всё же и в новом тысячелетии в рамках эзотерических взглядов на рождение и воспитание человека, на будущее цивилизации останется еще целый ряд родительских сообществ по всей стране.

Курс на "Традицию". Определяющими   в понимании «традиционности»  здесь выступают не внешний  уклад жизни и механическое копирование, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» российской культуры и  способы трансляции ее  ценностей современному миру детства.  Традиция как система передачи  и  наследования смысложизненных доминант, духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения организует пространство культуры родительства с позиций этого подхода. Культурными образцами здесь могут выступать: совестливая, нравственная, цельная духовная личность; духовными векторами – от активной жизненной позиции, общественного или гражданского служение - до подвижничества и святости.

Юрий Петрович Кугач В семье Первые шаги
  Юрий Кугач "В семье. Первые шаги", 1969
Родительские сообщества, действующие в русле данной модели, могут быть представлены очень разными лицами и группами. Здесь - и множество  семей, ориентированных на преодоление разрыва между воспитанием, развитием и обучением  в контексте противодействия разрушительному влиянию масс-культуры и поиска «проверенных» традиционных подходов. И сообщества, консолидированные для противодействия опасным законодательным инициативам (борьба с ювенальными технологиями, абортами и пр.). И члены различных фольклорных объединений. И - прихожане различных церковных приходов. Этно-культурные и конфессиональные объединения христиан, мусульман, иудеев.  Здесь наблюдается  различное понимание соотношения и роли  таких составляющих культурного наследия,  как, например,  религиозное и светское, языческое и христианское.

Домашняя среда. В семейной культурно-педагогической практике, как правило, высок статус  образования, но  идет оно рука об руку с воспитанием. Колыбельная песня и другие жанры материнского фольклора,  народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников  востребованы тут, как проверенные временем средства, с которых начинается открытие перед ребенком  культуры своей Родины – поэтики ее языка,  высоты идеалов. В русле данного направления отсутствует ограничение возрастной  адресности: родительское попечение равно сопровождает перинатальное развитие ребенка, младенчество, дошкольное детство, отрочество.

Ведущий принцип формирования  культурной среды дома – избирательность, фильтрация влияний  внешней среды. Причем, этот принцип может распространяться не только на масс-культуру, но и на некоторые фольклорные тексты (что особенно характерно для верующих семей). Совместное чтение, семейный просмотр и обсуждение кинофильмов, собирание библиотек и видеотек, музеи, концерты, театры, экскурсии, путешествия и  паломнические поездки, фольклорные студии и праздники народного или церковного календаря – могут быть названы, как приметы семейного досуга и общения.

Авторитеты. В этом  русле, по сути, заново актуализируется и творчески преломляется к современным условиям  богатое философско-этическое и культурно-педагогическое наследие отечественной культуры, осознается необходимость её осмысления в условиях трансформации ценностных ориентаций.  В качестве основных ресурсов  преимущественно могут выступать:  семейно-бытовые, календарные, песенные, игровые, танцевальные фольклорные составляющие традиции,  святоотеческое наследие, опыт народной педагогики, идеи русских философов и деятелей культуры XIX-XX вв.,  опыт отечественных педагогов, которых не всегда корректно называют новаторами  – хотя им, по праву, принадлежит роль «первооткрывателей» традиций семейной педагогики и домашнего воспитания в России (такие, например, как супруги Никитины).

Статья полностью на сайте CULTUROLOG.RU>>>
Tags: Исследования, Родительское движение, Социум
Subscribe

  • Однодневный приступ постмодернизма

    Московские власти продолжают перековку доставшегося им населения на европейский манер. В преддверии Валентинова дня (так называемый «День…

  • Кремль пал

    Постмодернизм вторгся за стены Московского Кремля. В самом сердце России появилась постмодернистская скульптура. Как сообщает сайт Музеев…

  • Культуру – массам

    Автор: Михель Гофман «В будущем будет создана такая форма контроля над обществом, аналога которому не знает история.... бесчисленное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments