Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Categories:

Вещь в контексте повседневности

Автор Татьяна Ропот  

Понятие «повседневность» сегодня прочно вошло во многие научные дисциплины. Однако еще не утихают споры о том, что же такое «повседневность»? Само понятие до сих пор не обрело определенности. Сфера привычного, обыденного мало еще изучена. Как правило, ее исследование начинается тогда, когда она становится «далеким прошлым».

Питер де Хох Хозяйка и служанка во внутреннем дворике
Питер де Хох, "Хозяйка и служанка во внутреннем дворике", ок. 1660 

В последнее время делаются попытки сделать объектом изучения повседневность. Начиная с 2000 года культуре повседневности и различным ее аспектам посвящены научные исследования, в которых рассматривается широкий круг проблем повседневной культуры: от культуры повседневности русской интеллигенции XIX века до телевидения, от культуры геймеров до повседневной культуры студенческого общежития. Список этих исследований достаточно большой, чтобы приводить его полностью.

Одновременно, под грифом проекта «Культура повседневности» начинают выходить журналы и книги. Но все это является лишь началом изучения того, что мы определяем как повседневность.

Очень часто, когда речь шла о буднях вполне определенного класса, приводился отрывок из романа «Наш общий друг» Ч. Диккенса. Но, если абстрагироваться от критики «подснепизма», которую литературоведы приписывали автору, то, пожалуй, это наиболее точный пример «обыденности и повседневности», которые и создавали свой особый мир, получивший название «мир мистера Подснепа» и который «был не слишком обширен <…> весь мир вставал в восемь, брился начисто в четверть девятого, завтракал в девять часов, уезжал в Сити в десять, возвращался домой в половине шестого и обедал в семь. Понятия мистера Подснепа об искусстве можно изложить следующим образом. Литература: крупная печать, соответственным манером описывающая вставание в восемь, бритье начисто в четверть девятого, завтрак в девять, отъезд в Сити в десять часов, возвращение домой в половине шестого и обед в семь. Живопись и скульптура: статуи и портреты приверженцев вставания в восемь < …>. Музыка: пристойное исполнение (без вариаций) на струнных и духовых инструментах, успокоительным образом изображающее вставание в восемь, обед …»

Описанное Диккенсом существование целого класса второй половины 19 века не утратило и по сей день своего иронического и реалистического контекста. Поколение «next» тоже встает в одно время, проделывает те же процедуры, что и Подснеп, и даже, не побоюсь гнева критики в свой адрес, имеет те же пристрастия, хотя теперь и пользуется телевидением, интернетом и мобильной связью.

Можно ли сегодня так же емко и точно описать повседневную жизнь? Не случайно Г.С. Кнабе отмечал, что важнейшей задачей современных гуманитарных наук является проникновение в «живую жизнь», в «жизнь, как она есть», в ее повседневное течение.

Или это можно только с помощью изучения предметов быта прошлого? Ведь если общий порядок повседневной жизни не изменился («вставал в восемь, брился …, завтракал …., уезжал в Сити …, возвращался домой …, обедал…»), то изменился ритм жизни и окружающие нас предметы. И изучение их представляет интерес для различных научных дисциплин. Некоторые предметы повседневности прошлого оседают в музеях, занимая раз и навсегда отведенные им места в истории искусства, техники, моды и т.д. Иногда они могут сказать о своем времени больше, чем многие исторические исследования, сухие и бесстрастные в силу своей специфики. У предметов повседневности есть свой эмоциональный фон, который помогает «проникнуть» в эпоху.

Интерес к вещам и их роли в истории и культуре даже дал толчок развитию новой гуманитарной дисциплины — реалогии (от лат. «res» - вещь).

Но что же все-таки заставляет нас изучать эти старые вещи? Так, однажды, держа в руках письмо Н.Крупской, датированное 1930-м годом, которое вряд ли заинтересовало бы серьезных исследователей этого времени (ну разве только тех, кто писал о Крупской и о ее заботе о детях), мне стало понятно, как мало я знаю о том времени. Письмо было короткое. Автор отправляла своему знакомому 50 рублей с просьбой передать их в сельский драмкружок. И меня заинтересовало, что можно было приобрести на 50 рублей в 1930 году? Какова была зарплата самого дарителя? Это было увлекательное погружение в быт того времени… А сколько таких записок, мелких вещей могут помочь восстановить картину прошлого? Ведь можно сколько угодно читать академические труды по истории Древнего Рима, но книга Г.С. Кнабе «Древний Рим — история и повседневность», представляющая собой очерки о водоснабжении, одежде, о носилках (lectica) и даже о застольях помогает создать ту «особую атмосферу», по словам самого автора, которая дает неизмеримо больше для понятия ушедшего времени.

Благодаря изучению повседневности, мы имеет объемное представление о жизни средневекового города, повседневных заботах обывателей этого узкого мира. Появляются интересные исследования о жизни дворянских усадеб, о повседневности «серебряного века» и другие. И многое для создания полной картины нам дают именно обыденные вещи: «дамские альбомы», письма, открытки и даже визитки.

Сейчас уже осознание того, что вещи становятся символами времени, никого не удивляет. Так, маски, которые надевали повсеместно при выходе на улицу (отчасти это было обусловлено этическими соображениями), ассоциируются у нас с XVI веком, так же как и «блохоловки», исчезнувшие позднее из повседневного обихода. Табакерки и, соответственно дополняющие их табакотерки, сейчас являются символом XVIII века.

Достаточно вспомнить «дамские альбомы» XIX века и их роль в культуре и быте. Сколько находок и открытий было сделано при их изучении. Они сохранили для нас стихи многих поэтов. Можно отметить, что роль этих альбомов была отмечена и современниками. «Каждая наша дама непременно желает иметь альбом. На улицах, в кабинетах, в спальнях — везде вы увидите альбомы … маленькие альбомы, заключенные в ридикюлях, странствуют везде …», — как писал журнал «Благонамеренный». Причем это была не единичная статья. Журнал, издаваемый А.Е. Измайловым, включается в полемику о необходимости альбомов «для женщин и молодых людей».

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>
Tags: Философия
Subscribe

  • Преображенная природа

    С 5 марта по 21 июня 2021 года в Русском музее (Корпус Бенуа) (Санкт-Петербург) будет проходить выставка «Преображенная природа».…

  • Дистанционная лапша

    Как проблемы дистанционного образования пытаются выдать за пустые страхи глупых родителей. Объявленная пандемия коронавируса COVID-19…

  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЬ

    Итак, объявлена пандемия. Надо ограничивать физическое взаимодействие людей. Вирус не должен распространяться. Путь передачи от человека к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments