Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Моцарт. Симфония № 40

Автор Константин Белов  

40-я соль-минорная  симфония  как философствование Моцарта об уделе человека духовного
Йозеф Грасси. Портрет В.А. Моцарта
Йозеф Грасси. Портрет В.А. Моцарта. Конец XVIII в.
Нет, это – это, конечно, не о тех, которые самые несчастные – горько, непоправимо, неизбывно несчастные.
Несчастные через обстоятельства своей жизни.
Несчастные через скудости доставшегося им от природы.
Об этих несчастных   глубоко сострадательно, истинно совестливо – как скорбно, как скорбно! – у Мусоргского в одной из его “Картинок с выставки” в той, которая – “ Быдло”.
Вы слышали, как исполняет эту вещь Мария Юдина?
А с интерпретацией “Быдла” Владимиром Горовицем вы тоже знакомы?
В чем разница их прочтения этого произведения Мусоргского, вам это понятно?
Виноват ты или нет перед этим быдлом? Это быдло – оно тебе совершенно чужое? Можешь ли ты жить, совсем забыв о его существовании? Чувствуешь ли ты, что если ты человек, то это, может быть, больше всего потому, что кто-то – это-то вот несчастное быдло?
Да…так вот это – про которое мы только что начали-то,  – оно о тех, о жизни духа тех, которые – отнюдь, отнюдь не обездоленные – совсем очень даже и наоборот!
Этим счастливцам если когда и приходится поозаботиться о “нуждах низкой жизни”, то эти прозаические заботы всё же никогда не поглощают их так уж чтоб всецело-то, – не приземляют то есть дух их – ну, чтоб очень уж так совсем, очень уж чтоб надолго-то так!
Так чем же живет свободный… – ну, хорошо, хорошо: относительно свободный – человек?
Живет он – если это человек духовного склада – живет он по преимуществу чувствами.
Вы спрашиваете, какими именно?
Об этих чувствах лучше, проникновеннее, прекраснее, чем кто-либо другой, – поведал нам…
Почему так особо нежно любим мы ласточку?
Эти вот острые всплески её тонких крыльев – когда скользит она над самой землей…Эти неожиданные крутые её взмывания к небу… И внезапные устремления, почти отвесные эти падения её – к земле, к земле… Это сверкание её белой грудки – совсем вот близко от тебя… – что это она всё вьется, вьется тут?!
А вот внезапно зависла на одном месте, мгновение какое-то потрепетала крыльями и – замерла вот, уцепившись коготками за солому крыши. Головкой вот по сторонам поводит… Кого иль что она высматривает?
Негромкий, милый её щебет… О чем, кому – она щебечет там?
И – сорвалась вдруг. Широкий очертила круг – в одну, в другую сторону. И – пошла, пошла кругами ввысь… И всё выше и выше она… И – пропала вот совсем из глаз…
Что повлекло её ввысь? Что ей там – в этой синей пустыне неба?!
О, как притягательно для нас –  всегда! – следить за ней,  за этими-то её вот круженьями – такими вроде бы совсем безцельными, такими непредсказуемыми и непонятно – непонятно! – страстными…
В ней – мы будто узнаем самих себя. Узнаем – своё самое лучшее. Узнаем в ней… – душу свою узнаем мы в ней!
40-ая симфония Моцарта.
Вступления нет. Сразу экспозиция. Её особенность – это что главная тема – она начинается будто с середины фразы.
Фразы – удивительно живой. Фразы – из уже долго-долго идущего рассказа. Рассказа – острейшего драматизма. Рассказа – глубокого, тончайшего – проникновеннейшего! – лиризма…
О чём этот рассказ – про то чувство наше улавливает/осознает очень скоро и – безошибочно это, да! Ведь в этой симфонии Моцарт рассказал о том, что есть в человеке самое главное, самое высокое. И рассказал он об этом так, как никому не удавалось это – ни до, ни после него!
О чём – в этой симфонии?
В ней – об уделе человека.
Но, повторяем, об уделе того человека, который уже собственно человек. То есть в этой симфонии – о тех, чей дух высок, чей дух свободен, чей дух по природе своей удивительно гармоничен, – в ней о тех, чей дух преисполнен любви – любви ко всему прекрасному реальному – вы ведь понимаете, про какое именно реальное речь у нас идет сейчас-то?! – И чей дух ещё временами бывает преисполнен – о, как часто, как это часто! – странным каким-то томлением…– томлением по чему-то такому, чему и имени-то точного нет, – странным каким-то бывает преисполнен стремлением… – в какую-то непонятную беспредельность!

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ>>>
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments