Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Рамочная угроза

Минтранс считает, что железная дорога готова к введению досмотра багажа пассажиров: к посадке на поезд будут допускать только после прохождения через «рамочку».   Соответствующий закон (законопроект 273657-6)  сегодня (18.06.13)  рассматривается в первом чтении Государственной Думой. Вводится подобный досмотр во исполнение Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Программой, кстати, предусмотрен досмотр багажа и у пассажиров метрополитена. Рано или поздно он тоже будет введён.
Мотивация введения досмотра на первый взгляд очевидна – предотвращение террористических актов.  Проверка багажа должна выявить предметы, запрещенные к перевозке: оружие, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.  Никто не хочет стать жертвой террористов, и поэтому  небольшое неудобство со входом на платформу  вряд ли вызовет недовольство общества.

Однако обоснованность досмотра на самом деле сомнительна. Известные случаи терроризма на железной дороге связаны с подрывом пути.  Досмотр решить эту проблему никак не может.  Конечно, можно предположить, что вводимая мера затруднит незаконную перевозку оружия, но как-то сомнительно, что сегодня для такой перевозки активно используется именно железная дорога… К тому же не очень понятно, как можно организовать контроль на станциях в глубинке, где порою отсутствует даже платформа…

station-forestiere-1960.jpg
Поль Дельво "Вокзал Форестьер", 1960
С точки зрения аналитика-культуролога в предлагаемой мере мы имеем пример типично тоталитарного метода решения вопроса: для того чтобы препятствовать нарушению вводится тотальный контроль. Это можно определить как презумпцию виновности. Любой пассажир – потенциальный террорист.  Это – та же логика, что вдохновляет и ювенальную юстицию: любой родитель потенциально опасен. Меняется восприятие обществом и государством отдельного человека.  Вернее, оно уже изменено. Человеку нельзя доверять. Его надо контролировать. Не учить, не воспитывать, а задавать условия, когда неправильное поведение невозможно. Действовать снаружи, а не изнутри.

По большому счёту существует дилемма – или нравственность (то есть внутренняя мотивация личности) либо тотальный контроль. Если мы выбираем тотальный контроль, то все рассуждения о нравственности становятся пустым звуком, поскольку пространства свободы у человека не остаётся.

Ещё одним следствием введения досмотра является нагнетание атмосферы опасности. Стоит послушать, о чём вещают громкоговорители на вокзалах в промежутках между объявлениями об отправлении и прибытии поездов. Это – страшилки. Пассажирам напоминают, что железная дорога – техническое средство повышенной опасности. Их предупреждают об ухудшении криминогенной обстановки. Призывают не доверять окружающим людям. Везде могут быть террористы.  И так – по кругу. Теперь к этому добавятся рамочки. Они уже есть на входе в вокзал, а теперь и при входе на платформу серьезные люди в форме будут с серьёзным видом смотреть на экраны контролирующих систем. Все должны быть напряжены и слегка напуганы…  Мир становится более мрачным. Более враждебным. И очень сложно представить, как можно откатить эту ситуацию назад…
Tags: Неототалитаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments