Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Музыкальный инструмент как фактор национальной идентификации

Автор А. М. Лесовиченко  


Национальная идентификация в Новое время представляет собой определённую проблему, особенно в последнее столетие, в связи с глубокой интеграцией всех регионов мира в процессе усиления технических возможностей связи. Тут неизбежно происходит нивелирование культурных различий народов.

Вместе с тем, отказ от национальных традиций, забвение наследия предков чреваты духовным оскоплением, потерей нравственных доминант и, как следствие, ценностных ориентиров. В таких условиях представляется исключительно важной задачей формирование в каждом сообществе чувства духовного единства и самоценности своего народа. В течение веков такую задачу решала религиозная община. Именно она была духовным стержнем народа. Однако, сейчас степень религиозного влияния недостаточна, поэтому нельзя забывать и о периферийных факторах национальной идентификации, к числу которых относятся многие ресурсы от символов государства до кухни, от спортивных успехов, до знаковых фигур в истории страны, от экономических проектов до художественной деятельности.

В спектре художественной культуры возможности утверждения национальной идеи велики. Видимо, само ощущение связанности людей друг с другом имеет, во многом эстетическую природу, поэтому так значима национальная литература, музыка, архитектура, живопись... В некоторых случаях, формирование национального самосознания соотносится с появлением поэта. Вспомним, какое значение для консолидации словенов имеет творчество Ф. Прешерна.

В ряду важнейших средств выражения национального стоят музыкальные ресурсы - народные песни, композиторские произведения, музыкальный инструментарий. Нередко именно инструменты становятся знаковыми образами - русские колокола, армянский дудук, якутский хомус, хакасский чатхан... Они воспринимаются общественным сознанием в одном ряду с гербом, гимном и флагом как национальные символы. Однако при ближайшем рассмотрении органологический аспект национальной символики выглядит не таким уж ясным и однозначным.

C социокультурной позиции все используемые ныне музыкальные инструменты могут быть разделены на три группы: инструменты МКЕТ (музыкальная культура европейского типа), инструменты поп-культуры, инструменты локальных культур. Каждая из групп неизбежно выражает ценностные ориентиры того или иного сообщества.

Культивирование инструментария, порождённого в МКЕТ (прежде всего, инструменты симфонического оркестра, фортепиано и орган), выражают ориентацию на ценности европейской аристократии XVIII-XIX веков. Где бы в мире не прививались такие инструменты, они неизбежно становятся знаком ценностей, пришедших из Западной Европы. Именно в таком качестве для них создаются произведения в жанрах европейской академической музыки на неевропейском материале далеко за пределами исходной зоны существования. В отдельных случаях, такие инструменты могут вписываться в локальные музыкальные культуры и функционировать по их законам. Например, скрипка - в народной музыке якутов, румын, индийцев. Однако, это то исключение, которое подтверждает правило.

В особом положении в отношении использования инструментария МКЕТ находится джаз, который не будучи ни по происхождению, ни по ценностным ориентирам произведён из Западной Европы, пользуется им. Это маргинальная область музицирования, приобретшая благодаря использованию инструментов МКЕТ распространение во всех зонах функционирования последней. В семантическом плане джаз является символом, прежде всего американского образа жизни. Однако культурная сопряжённость Европы и Америки делает естественной присутствие в джазе инструментов МКЕТ.

Инструментарий поп-культуры (электроинструменты и компьютер) имеет вполне ясные аксиологические ориентиры, отвечающие либеральным ценностям западного общества второй половины ХХ века, по ряду признаков продолжающих европейские традиции предшествующего времени, но и значительно отстоящих от них. Здесь сильна установка противостояния всему, что соответствует образу жизни ушедших эпох, включая способы музыкального мышления, темпо-ритм жизни, формы общения и т.д. Электроинструменты порождены космополитическим постиндустриальным обществом и не имеют даже мало-мальски локализованной зоны первоначального существования. Показательно, что будучи произведённым из акустических инструментов МКЕТ и сохраняя соответствующие наименования с добавлением слова электро- (пиано, гитара, орган и т.д.), эти инструменты имеют настолько иную тембровую и тактильную природу, что на них весьма ограничены возможности исполнения музыки, созданной для их акустических аналогов. (Некоторым исключением представляется орган, который, впрочем, стоит особняком и в практике электронного музицирования). Следует обратить внимание на немногочисленность типов электроинструментов... Опыты создания различных электроаналогов акустических инструментов, весьма заметные в музыкальной жизни 70-х годов, к концу ХХ века почти прекратились, вытесненные возможностями тембрового моделирования синтезатора и компьютера.

Музыка, звучащая на электроинструментах для значительной части слушателей (может быть, большей) стала настолько обычной, что только с этим звучание многие ассоциируют современную музыку, иногда даже не подозревая о существовании других тембровых возможностей.

Увязать национальную идентификацию с тембрами электроинструментов не представляется возможным. Конечно, музыкальные коллективы могут акцентировать национальную принадлежность своего творчества, но не тембровым способом. Тембровый космополитизм здесь сильнее, чем у акустических инструментов (даже МКЕТ). Красками симфонического оркестра можно вызвать ясные национальные ассоциации или через соответствующие наигрыши заставить оркестровые инструменты восприниматься в качестве носителей национальной идеи. Электроинструменты, обладая значительными ресурсами звукоподражания, иногда весьма точными, в реальной музыкальной практике крайне редко используют эти возможности.

При любых условиях главным музыкальным элементом для выражения национального начала остаются акустические инструменты, обычно называемые народными.

Картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского Виртуоз
Николай Богданов-Бельский "Виртуоз", 1891

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Культура, Музыка
Subscribe

  • Неспетая песня битлов

    Автор: Андрей Костерин Эпитафия Революции Воображения Мир, как мы его знали, подходит к концу. Мир, как мы его знали, - и…

  • Русский национальный суверенитет и национальная идея

    ОБРЕТЕНИЕ РУССКИМ НАРОДОМ ИСТОРИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА Андрей Карпов Равноапостольный князь Владимир крестил Русь, и единая вера позволила восточным…

  • Популярное в апреле

    Наиболее популярными материалами сайта Культуролог в апреле были: Москва вводит социальный патронат с 1 мая - из ленты Знаки времени…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments