Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Category:

Пыльные сказки Краткая анатомия современной "мультипликационной мифологии"

Автор Вениамин Гудимов  

- Ах ты мой зайчик!

- Я не зайчик!

- А кто ты?!

- Паук-человек.

(из диалога бабушки и внука)

Эпоха перемен наступает, когда кто-то говорит «вы рождены, чтобы сказку сделать былью» и эту самую сказку широко распространяет в детских умах. Дети живут в «новой» мифической реальности, о воздействии которой на психику ребенка задумывается не каждый родитель. Для того, чтобы быть более компетентными и уберечь психику ребенка от оглупления и демонизации – написан этот текст. Обращаю внимание, что он имеет форму скорее тезисов, нежели развернутых и разжеванных объяснений. Текст продолжает тему «великой мифологической революции» (см. статью «Традиционная и современная сказка»).

Традиционная сказка

Алгоритм традиционной волшебной сказки упрощенно можно представить в виде круга мироздания, верхняя половина которого светлая, нижняя – темная. Светлая половина – это видимый мир, в котором существуют герои сказки. Нижняя половина – это невидимый мир, о существовании которого герои до определенного момента не догадывается. Видимый и невидимый миры имеют разные законы и они связаны между собой. Миры разделяет граница, которую герои переходят в Месте (колодец, пещера, дупло, камень у перекрестка и прочее) и возвращаются, как правило, тем же путем.Герои попадают в невидимый мир случайно или в результате козней или по своей воле. И в видимом и в невидимом мире существуют свои положительные и отрицательные персонажи.

Задача героя – разобраться кто враг кто друг, найти (сущность, ответ, предмет) и вернуться в видимый мир. Возвращаются они Одаренными – но людьми (глупцы возвращаются с позорными подарками). Обратим внимание – герои контактируют с волшебными существами, используют волшебности – но все равно возвращаются в свой, исходный мир. Их сущности не меняются – они остаются людьми в волшебной стране. Это главное, существенное качество сказки – герой возвращает себе человеческий облик или сохраняет его. Равновесие восстанавливается, и граница межу мирами тоже.Сказка начинается с потери доброго образа, проявлении зла и завершается восстановлением доброго образа благодаря невидимому помощнику или помощникам. Что же мы видим в большинстве современных «сказок»?

Современная сказка

картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского Новая сказка
Николай Богданов-Бельский "Новая сказка", 1891

В первую очередь бросается в глаза сущностная трансформация героев – они расчеловечены. Яркий тому пример – паук-человек (именно так, не человек-паук, а паук-человек: Spider-Man) и целая стая подобных мутантов (от киборгов до вампиров). Их сектор реальности – страна теней, инферно, в которой они скрестились с нечистыми и стали сами нечистыми. Понятно, что они сначала были подростками-неудачниками, которые хотели купить суперство, и пошли в невидимый мир за силой, но цена оказалась фатальной – ошейник не пускает в мир доброй яви. И вынуждены они вечно прыгать и скакать из серии в серию, скрывая свои лица за инфернальными масками.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Искусство, Кризис ценностей, Культура, Культурные символы эпохи, Слово
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments