Андрей Карпов (kulturolog_ia) wrote,
Андрей Карпов
kulturolog_ia

Христианские корни науки

Автор Иерей Сергий (Соколов)  
Сыны века сего догадливее
сынов света в своем роде.
Лк. 16: 8
Знание безлично, мудрость – это Личность

Вселенские Соборы

Древние народы обладали большими знаниями о человеке и об окружающей среде, но у них не было научных революций и стремления к теоретическим новациям. Например, вавилонские звездочеты, составляя скрупулезные записи движения светил, не излагали теорий и не оставили объяснения небесной механики, но были озабочены только предсказанием затмений, совпадений и возвратных движений, чтобы разгадывать намерения богов для прорицания будущих событий. Закон всемирного тяготения не попал в поле зрения их прагматических интересов.

Картина русского художника Василия Ивановича Сурикова Первый Вселенский Никейский Собор
Василий Суриков "Первый Вселенский Никейский Собор", 1876.

Вселенские Соборы так же не издавали никаких постановлений о развитии науки в Римской империи. Однако здесь суть истории иная: тем более действенным был способ соборного мышления, который распространился по всем сословиям и всей империи, чем менее он был достоянием узкого круга посвященных. Чтобы представить это время, надо вспомнить, как создавалось учение Церкви. Затронуты были все и вся. Цари, имевшие зачастую классическое образование, считали за честь принять участие в подлинном просвещении. Евсевий Кесарийский рассказывает об отношении Константина Великого к Символу веры: «Сам император остался этим Символом весьма доволен, но сказал, что к нему нужно прибавить слово омусиос, то есть единосущный». Умственное напряжение, свойственное эллинизму того времени, было неповторимо. Правда, в некоторых проявлениях оно доходило до абсурда: «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия, – пишет Григорий Богослов о евномианской ереси. – Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб – отвечают: “Отец больше Сына”. Справишься: “Готова ли баня?” – говорят: “Сын произошел из не-сущих”». Несмотря на это, в мироощущении людей было и другое. Это было восприятие универсума, основанное на трех принципах: отрицательный метод, символ и непосредственный опыт откровения.

1. Отрицательное богословие стремится к запредельному, но в этом дерзновении оно более реально, чем наш повседневный опыт. Божественные свойства обычно даются в представлениях, которые таят в себе бесконечность, но даже это понятие, внедренное греческой философией, отрицается в апофатическом догмате.

2. Откровение было мерилом на Вселенских Соборах, соединивших то, что разделяли ереси (по-гречески – «мнения»). Незабываемы строки из Ороса IV Вселенского Собора: «Две природы, Божественная и человеческая, в личности Сына, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Сила откровения – в необыкновенной трезвости, которая уходит за пределы всякого мифа.

3. Символ соединяет знание с незнанием (в апофатическом смысле). Символ веры содержит церковный догмат. Геометрические тайны иконы воздействуют на нас непосредственно-символически, умозрение в красках побуждает «к удостоверению истинного, а не призрачного воплощения Бога Слова», как утверждает Вселенский Собор.

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ>>>

Tags: Наука, Религия и атеизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments